Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Эмоциональный словарь дошкольника 3 - 7 лет и три типа вопросов для его освоения

 

                                                       В чем  особенность и необходимость освоения эмоционального словаря?

Эмоция не предмет, который можно легко предъявить ребенку и назвать словом. Эмоция – это внутреннее переживание человека (соответствующее определенному слову), которое выражается вовне экспрессией (мимикой, пантомимикой, интонацией). Эта экспрессия является внешне наблюдаемыми признаками внутреннего эмоционального переживания. Отсюда, чтобы ребенок научился понимать эмоции других людей, ему должен быть предоставлен опыт наблюдения и понимания (а это значит называния, обозначения словами) экспрессии других людей и соотнесения этой экспрессии с  внутренним переживанием человека (обозначенным словом). Для понимания собственного эмоционального состояния, ребенку нужно обратиться внутрь, соотнести это с уже имеющимся эмоциональным опытом и назвать словом, а значит знать и понимать эти слова.

При этом,   эмоции имеют множество оттенков, нюансов, которые обозначаются соответствующими словами, например: радость, веселье, счастье, хорошее настроение, ликование, восторг, торжество.  Освоение эмоционального словаря позволяет точно обозначить, а значит понять эмоцию.

 

                             Что такое эмоциональный словарь дошкольника, и какие группы слов входят в него (его составляют)?

Наш подход к пониманию эмоционального словаря дошкольника учитывает (но не повторяет) работы лингвистов по эмотивной лексике взрослого человека (именно этот термин используется в лингвистике). Так по Л.Г.Бабенко [1],  эмотивная лексика взрослого человека насчитывает около 8,5 тысяч слов, которые группируются по 7 подгруппам  вокруг 37 базовых эмотивных смыслов. Эмоциональный словарь дошкольника это первая ступень освоения эмотивной лексики взрослого человека. Наш эмоциональный словарь – это тот минимум слов, который желательно освоить дошкольнику в ДОО.

 

Эмоциональный словарь дошкольника составляют слова, в которых каким либо образом представлены (выражены или обозначены) эмоциональные смыслы.

Эмоциональный словарь дошкольника может быть составлен из слов вокруг всех 10 базовых эмоций, но особое внимание должно быть уделено шести  базовым (радость, злость, печаль, интерес, удивление, страх), поскольку они имеют приоритетное значение в социализации ребенка дошкольного возраста.

Для каждой из базовых эмоций все слова, заключающие в себе эмоциональный смысл, можно разделить на следующие группы:

     

  • Слова, обозначающие различные оттенки каждой эмоции. Например, для базовой эмоции радость — это слова из предыдущего примера.

  • Слова, обозначающие (описывающие)действия человека, который сам испытывает или вызывает у других эту эмоцию. Например, для зовой эмоции радость — это слова: смеется, радуется, улыбается, веселится, празднует, шутит.

  • Слова,обозначающие свойства и качества человека, который испытывает сам или вызываету других эту эмоцию. Например, для базовой эмоции радость — это слова: веселый, радостный, оптимист, весельчак, шутник, хохотушка. При этом слова – прилагательные этой группы во всех эмоциях обозначают текущее, сиюминутное состояние человека, испытывающего эмоцию (например, веселый или грустный), а слова – существительные обозначают личностную черту, т.е. часто выражаемое качество (например, оптимист, хохотушка или пессимист, плакса).

 

 

                                      Эмоциональный словарь дошкольника 3 – 7 лет для 6 базовых эмоций.

                                                  (курсивом выделены слова, отнесенные условно к возрасту 5-7 лет)

 

Базовая эмоция

 

Оттенки эмоции

 

 

Внешнее выражение, действия человека, который сам испытывает или вызывает у других эту эмоцию. 

 

Качества человека, который испытывает сам или вызывает у других эту эмоцию

 

 Радость Хорошее, (радостное) настроение, радость,веселье, счастье, ликование, восторг, торжество  

Смеется, улыбается, радуется, веселится, празднует, шутит, хохочет, прыгает, ликует, восторгается, торжествует

Веселый, весельчак, радостный, шутник, хохотушка, веселушка, шутливый, счастливчик, озорник, оптимист, "лучистый", добряк, юморист
 Злость  

Сердитость; злость; недовольство; раздражение;враждебность,гнев

  

Хмурится, сжимает кулаки, ругает, бранит, ссорится, обзывает, топает ногой, дерется, возмущается,сопит, скрипит зубами, обзывается, возмущается, негодует

Злой, сердитый, злющий, злобный, недобрый,

злючка-колючка, яростный, вспыльчивый

 Грусть   

Плохое настроение, печаль, грусть, тоска, боль, горе, скука

Плачет, печалится, скучает, болит 

тоскует, страдает,грустит, огорчается,  томится,кручинится,горюет

 Нерадостный, печальный, невеселый, грустный, плакса, рева, (ревушка - коровушка), нытик,хмурый, страдалец, унылый, рыдающий,пессимист
 Удивление Удивление, изумление, недоумение Удивлен, изумлен, поражен, (вы)таращить глаза, замер от удивления, остолбенел от удивления  Чудак
 Страх  

Беспокойство, волнение,робость, боязнь, тревога, испуг, паника, ужас

 

Дрожать, трепетать, пугаться, опасаться, тревожиться, волноваться, ужаснуться

Трусливый, трус(ишка), боязливый, несмелый, пугливый, тревожный,беспокоящийся, опасающийся, и качества, связанные с преодолением страха: смелый, храбрый, смелость,решительность, решительный, храбрость, мужественный, мужественность, отважный, бесстрашие, бесстрашный
 Интерес Интерес,заинтересованность, любопытство, внимание, вдохновение Интересуется,с интересом наблюдает,с интересом слушает, заглядывает,не отвлекается, «глаза горят" Любопытный, любопытство, любознательный, любознательность, заинтересованный, заинтересованность, увлеченный, увлеченность. сосредоточенный, сосредоточенность

 

Отсюда мы получаем 3 типа вопросов, которые может задать педагог для освоения эмоционального словаря:

1 – Вопрос на называние оттенка эмоции, например, какое настроение стало у героя, когда….. Что почувствовал герой, когда……

2 – Вопрос на наблюдение и называние экспрессии, внешнего выражения эмоции. Например, Почему ты так думаешь, что делает герой ? (плачет, идет понуро, вздыхает…). Или: Как выглядел Зайка, когда ему было грустно?.....

3 – Вопрос на называние личностного качества человека, который часто….  (Например, Как мы называем человека, который часто радуется, веселится? ( радостный, оптимист, весельчак ….)

Эти вопросы могут быть все заданы на занятии или часть перенесена на непринужденный разговор во время прогулки или в другое свободное время после занятия.  Тем самым мы расширим образовательное пространство для ребенка.

Подробнее об этом в наших статьях [2, 3, 4].

 

 

 

Литература:

  1. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989

  2. Князева Н., Агафонова И., Цветкова Е., Кулькова С. Каким словам научить дошкольника для  формирования и понимания    эмоций. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 10, 2017.

  3. Князева Н., Агафонова И., Цветкова Е., Волгина Л., Корниенко О., Михеева О., Рослякова М. Формируем эмоциональный словарь у детей 3-5 лет: методические рекомендации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., № 12, 2017.

  4. Князева Н., Агафонова И., Цветкова Е, Куликова Е., Пинегина Е., Осипова Н., Формируем эмоциональный словарь у детей 5-7 лет: методические рекомендации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., № 1, 2018.

  

  

 

  

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»