Педагогу, ведущему практическую деятельность, удобнее работать с какой-то системой, группирующей все множество эмоций в конечное небольшое количество подгрупп, объединяющих сходные эмоции. Теория, которая делает это экспериментально обоснованно, это теория К. Изарда [1]. В ней выделяется 10 так называемых фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и внутреннему переживанию, которое выражается словом. Вокруг каждой из 10 эмоций – множество ее оттенков.
№ |
Фундаментальная эмоция |
Некоторые оттенки |
1 |
Радость |
хорошее настроение, восторг, ликование, на седьмом небе от счастья, торжество, приподнятое настроение, веселиться…
|
2 |
Грусть |
Печаль, страдание, горе, скорбь, уныние, плохое настроение, безутешность, подавленность…
|
3 |
Удивление |
Изумление, быть пораженным, недоумевать
|
4 |
Интерес |
Увлеченность, страсть, быть захваченным…
|
5 |
Гнев |
Злость, рассерженный, сердитый, быть в ярости, ожесточенность, язвительность, возмущение, негодование
|
6 |
Страх |
Беспокойство, тревожность, ужас, боязнь, опасение
|
7 |
Стыд |
Застенчивость, смущение…
|
8 |
Вина |
Вина
|
9 |
Отвращение |
Омерзение
|
10 |
Презрение |
Пренебрежение, игнорирование
|
Следует понимать, что словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции – это оттенки фундаментальной эмоции по нейрофизиологии и экспрессии. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной эмоции. Вместе с тем, К. Изард отмечает, что часто человек испытывает одновременно несколько эмоций. Например, ребенок испытывает радость, интерес и удивление во время знакомства с каким-либо фрагментом сказки, грусть, скуку и неудовольствие, когда мама задерживается на работе. То есть, эмоциональных оттенков и эмоциональных комплексов бесконечное множество, но, планируя работу для развития понимания эмоций, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций, чтобы работа действительно была системной, конечной и обоснованной.
Литература:
1. Изард.К. Эмоции человека. М., Изд. Моск.ун-та., 1980, - 440 с.