Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Фундаментальные эмоции и некоторые их оттенки

 

 

Педагогу, ведущему практическую деятельность, удобнее работать с какой-то системой, группирующей все  множество эмоций в конечное небольшое количество подгрупп, объединяющих сходные эмоции. Теория, которая делает это экспериментально обоснованно, это теория К. Изарда [1]. В ней выделяется 10 так называемых фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и внутреннему переживанию, которое  выражается словом. Вокруг каждой из 10 эмоций – множество ее оттенков.

 

Фундаментальная эмоция

Некоторые оттенки

1

Радость

 хорошее настроение, восторг, ликование, на седьмом небе от счастья, торжество, приподнятое настроение, веселиться…

 

2

Грусть

Печаль, страдание, горе, скорбь, уныние, плохое настроение, безутешность, подавленность…

 

3

Удивление

Изумление, быть пораженным, недоумевать

 

4

Интерес

Увлеченность, страсть, быть захваченным…

 

5

Гнев

Злость, рассерженный, сердитый, быть в ярости, ожесточенность, язвительность, возмущение, негодование

 

6

Страх

Беспокойство, тревожность, ужас, боязнь, опасение

 

7

Стыд

Застенчивость, смущение…

 

8

Вина

Вина

 

9

Отвращение

Омерзение

 

10

Презрение

Пренебрежение, игнорирование

 

 

Следует понимать, что словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции – это оттенки фундаментальной эмоции по нейрофизиологии и экспрессии. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной эмоции. Вместе с тем, К. Изард отмечает, что часто человек испытывает одновременно несколько эмоций. Например, ребенок испытывает радость,  интерес и удивление во время знакомства с каким-либо фрагментом сказки, грусть, скуку и неудовольствие, когда мама задерживается на работе. То есть, эмоциональных оттенков и эмоциональных комплексов бесконечное множество, но, планируя работу для развития понимания эмоций, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций, чтобы работа действительно была системной, конечной и обоснованной.

 

 

Литература:

1.     Изард.К. Эмоции человека. М., Изд. Моск.ун-та., 1980, - 440 с.

 

Дата последнего обновления страницы 05.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»