Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Конспект занятия по рассказу Й. Чапека "Кукла Яринка" для детей второй младшей группы

 

Задачи:

Речевое развитие:

-  продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя;

-  учить детей отвечать на вопрос полным ответом по заданному клише;

-  осваивать эмоциональный словарь (эмотивную лексику) для базовых эмоций радость и грусть:

1)    слова, обозначающие оттенки эмоций: настроение грустное, печальное, плохое, веселое, радостное

2)    слова, обозначающие действия, экспрессию человека, испытывающего эмоцию: плачет, смеется, улыбается, хлопает в ладоши, танцует, веселится;

3)    слова, обозначающие качества человека, испытывающего эмоцию грусти: плакса, рева, ревушка-коровушка, нытик.

-  развивать слуховое восприятие;

-  развивать диалогическую форму речи;

-  получить опыт монолога в форме воспроизведения короткого стихотворения.

Социально-коммуникативное развитие:

-  воспитывать бережное отношение к игрушкам;

-  стимулировать осознание ребенком собственной радости;

Познавательное развитие:

-  развитие познавательной мотивации

-  формирование первичных представлений о причинно-следственных связях: плохая погода – нельзя гулять; хозяйка бросила куклу – кукла плачет и т.д.

Физическое развитие:

-  развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности;

-  развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Ход занятия:

-    Ребята, хотите послушать сказку, про песика и кошечку, у которых совсем не было игрушек?

 

1. Воспитатель рассказывает сказку «Кукла Яринка» Йозефа Чапека «из цикла «Приключения песика и кошечки», иллюстрируя свой рассказ показом игрушек (песик, кошечка, кукла, мяч, формочки, лопатка)

«Наступила осень. Шёл дождь. Пёсик и кошечка не смели и носа высунуть на улицу.

— Скучно, — вздыхал пёсик. — Были бы у нас игрушки, другое дело...

— А мне и клубка ниток хватит, — проговорила кошечка.

— Когда у детей много игрушек, — принялся рассуждать пёсик, — они бросают их куда попало. Игрушки у них грязные, сломанные. Если бы у нас были игрушки, мы бы знали, как с ними обращаться!

Поговорив ещё немного, они уснули и проспали до утра. Когда же они проснулись, дождя не было. Ярко светило солнце.

— Гав-гав, — закричал пёсик, — пошли гулять!

Не успели они выйти во двор, как услышали чей-то плач.

— Кто это? Чей это голос?

— Какой-то малыш попал в беду, — сказала кошечка.

— Мы должны ему помочь! - гордо сказал песик.

Они увидели в траве маленькую куклу. Она плакала тонким, жалобным голосом. Наверно, она лежала в траве уже несколько дней. Её платье вымокло до нитки. Она замёрзла и была очень грустная.

— Что с тобой? — спросила кошечка.

— Ах, мне очень плохо. Моя хозяйка забыла обо мне. Я замерзла и хочу есть... — И она заплакала пуще прежнего.

Пёсик вздохнул:

— Бедняжка, что же ты будешь делать?

— Мяу, я придумала! — воскликнула кошечка. — Раз, твоя хозяйка, оказалась такой плохой мамой, иди к нам.

— Правильно, гав-гав! — закричал пёсик. — Какая ты умница!

Они помогли кукле подняться с мокрой травы и привели её к себе в домик. Кукла поела и крепко уснула.

Но тут кошечка вспомнила:

— Пёсик, ведь у нас нет для неё ни одной игрушки!

— А помнишь, мы вчера говорили, что, когда у детей слишком много игрушек, они их не ценят, а бросают куда попало... Пойду-ка я посмотрю, может, и найдётся какая-нибудь игрушка... - сказал песик.

 Он выбежал во двор, обшарил все кусты, и можете себе представить, что он там нашёл! В траве — мяч. Под кустом — формочки для песочных пирожков. А в канаве — лопатку. Брошенных игрушек оказалось так много, что он еле притащил все их домой. Когда кукла проснулась, она очень обрадовалась игрушкам. Она сказала, что навсегда останется с пёсиком и кошечкой. Они назвали её Яринкой, и все трое были очень довольны».

-    Вот такая история.

 

2. Воспитатель задает детям вопросы по тексту сказки и по освоению эмоционального словаря:

-  Скажите, кто попал в беду? (куколка)

-  Как ее звали? (Яринка)

-  Вспомните, кто в сказке бросил куколку? (хозяйка)

-  Хорошо или плохо было куколке?  Какое настроение было у куколки, когда ее нашли друзья? (ответы детей: грустное, печальное, плохое)

-  А кто вспомнит стишок про зайку, которого тоже бросила хозяйка?  Кто расскажет? (Зайку бросила хозяйка…)

 

3. Воспитатель перед детьми размещает на магнитной доске картинку «Грустная куколка» и задает вопросы:

 

 

 

-  Какое настроение у куколки на картинке? (грустное, печальное, плохое)

-  Как вы догадались? Что вы видите, что делает куколка?  (куколка плачет.)

-  А как можно назвать мальчика или девочку, которые часто плачут (плакса, ревушка-коровушка, нытик)

-  И мне, ребята, тоже бывает грустно.  Я грущу, когда на улице идет дождик, и мы не ходим гулять и ждем, когда он пройдет, но зато мы можем поиграть, чтобы не грустить. Давайте поиграем!

                                            

4. Воспитатель проводит пальчиковую игру с детьми.

Дождик, дождик, не грусти! Грозят пальцем.

     Кап-кап, кап-кап! ритмично хлопают в ладоши.

                                                                      Снова в гости приходи! Манят ручками.

                                                                      Кап-кап, кап-кап! Хлопают в ладоши.

 

5. Воспитатель продолжает задавать вопросы.

-  Ребята, что мы можем сделать, чтобы куколка перестала грустить и стала веселой? (примерные ответы – позвать играть, спеть песенку, подарить подарок)

-  А что можно подарить куколке?  Послушайте, как я скажу: «Я хочу подарить кукле мячик», а ты (имя ребенка)? (воспитатель предлагает детям ответить, что они хотят подарить кукле)

 

6. Воспитатель перед детьми размещает на магнитной доске картинку «Радостная куколка» и продолжает задавать вопросы.

 

 

 

-  Какое теперь настроение у куколки на картинке? (веселое, радостное, она смеется)

-  Ребята, а когда вы радуетесь? Я радуюсь, когда на улице светит солнышко, а ты (Имя ребенка)? (воспитатель по очереди спрашивает детей)

-  Что вы делаете, когда радуетесь? (смеемся, кружимся, прыгаем, улыбаемся, хлопаем в ладоши, танцуем)

-  Ребята, давайте порадуемся вместе с куколкой, что у нее есть теперь друзья и игрушки

(Под веселую танцевальную мелодию дети вместе с воспитателем выполняют различные танцевальные движения - хлопают в ладоши, подпрыгивают, кружатся и пр.)

7. Обозначение правил использования игрушек.

-    Расскажите, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят?

1)    Не бросать их на пол, на них могут наступить.

2)    Не кидаться игрушками.

3)    Убирать игрушки.

4)    Беречь игрушки.

 

8. Заключение.

-    Молодцы, вы все меня сегодня порадовали, потому что знаете, как беречь игрушки, чтобы им не было грустно.

 

 

Назад

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»