Актуальность развития ЭмИн в ДОУ обусловлена следующим:
1. ФГОС ДО обозначает ЭмИн как составляющую социально-коммуникативного развития дошкольника. Поскольку ЭмИн – новое понятие для науки и практики, то важно определить, обосновать и апробировать теоретические и методические основы развития ЭИ в дошкольной образовательной организации.
2. Дошкольный возраст – период первоначального формирования, закладывания фундамента многих умений и личностных характеристик человека. Сформировать ЭИ дошкольника на соответствующем возрастным возможностям и особенностям уровне – значит заложить фундамент его дальнейшего успешного развития и обогащения в последующих возрастах. Недостатки эмоционального развития дошкольника могут привести к необходимости сложной коррекции внутриличностных и межличностных проблем ребенка, подростка, взрослого.
3. ЭмИн – фактор укрепления психического и физического здоровья ребенка. Учитывая то, что любая эмоция сопровождается изменениями во всех физиологических системах организма, развитие ЭИ ребенка укрепляет физическое здоровье его самого и окружающих его людей. ФГОС ДО направлен на решение задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
4. ЭмИн определяет 80% успеха человека в жизни согласно Д. Гоулману. Можно сомневаться в количественной оценке значения ЭИ для жизненного успеха, однако принятие того, что умение понимать и управлять собственными эмоциональными реакциями и реакциями других – важнейший фактор эффективности социального взаимодействия человека – бесспорно.