Эмоциональный интеллект– это умение понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей.
В соответствии с этим, можно выделить две основные составляющие ЭИ и, соответственно, две основные линии развития:
1 – понимание эмоций (собственных и других людей)
2 – управление эмоциями (собственными и эмоциями других людей).
Такое определение мы даем на основе концепции Д.В. Люсина [2, 3] и основного тренда российской практики [4], которая в основном ориентирована на взрослого человека. В этих работах ЭмИн включает 4 компонента, т.е. каждый из 2-х выделенных подразделяется еще на два (собственные эмоции и эмоции других людей). Мы полагаем, что для практики в ДОО выделение только 2-х компонентов обосновано удобством «сосуществования» в методике развития.
Подробнее в нашей статье [1].
1. Князева Н., Агафонова И. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника //Справочник старшего воcпитателя дошкольного учреждения. М., № 11, 2016, с.21-24
2. Д..В.Люсин. Современные представления об эмоциональном интеллекте.
http://www.creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf
3. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.
4. С. Шабанов, А.Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика. Изд. Манн, Иванов, Фербер. 2018, -432 с.
На главную