Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Конспект занятия "Путешествие по замку эмоций" для подготовительной группы

 

 

Задачи:

Речевое развитие:

-    Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

-    способствовать обогащению эмоционального словаря (в трех его составляющих) по четырем базовым эмоциям: страх, интерес; удивлении; радость, что отражено в таблице

 

Базовая эмоция

Оттенки

эмоции

Внешнее выражение, действия человека, который сам испытывает или вызывает у других эту эмоцию.

Состояния и качества человека, который испытывает сам или вызывает у других эту эмоцию. 

страх

беспокойство, волнение, тревога,

страх, ужас

беспокоится, тревожится, волнуется,

быть (находиться) в ужасе

связанные с преодолением страха: смелость, смелый,

решительность, решительный, храбрость,  храбрый, мужественный, мужественность, отважный,  бесстрашие, бесстрашный

интерес

интерес

Интересуется, с интересом наблюдает,

с интересом слушает

любознательный

Удивление

удивление

Удивлен, изумлен, поражен, (вы)таращить глаза от удивления, открывать рот от удивления

Чудак

радость

Ликование, восторг

Ликует, восторгается, улыбается, смеется, веселые глаза, хлопает в ладоши, веселится, показывает жестами – большой палец вверх)

весельчак, озорник, оптимист, шутник, хохотушка, добряк

 

-    Продолжать учить выразительно пересказывать короткие литературные тексты (небылицы),

-    развивать личные экспрессивные средства;

-    предоставить опыт публичного выступления.

Социально-коммуникативное развитие:

-    формировать умение понимать и обозначать словом свое эмоциональное

состояние и эмоциональное состояние других людей;

-    закреплять понимание необходимости соблюдать меры предосторожности,

-    формировать сочувствие, отзывчивость.

Познавательное развитие:

-    развивать воображение и творческую активность;

-    формировать первичные представления о себе и других людях на основе

событий из личного опыта

Художественно-эстетическое развитие:

-    развивать чувство юмора;

-    развивать умение понимать особенности внешних эмоциональных

проявлений человека на иллюстрациях, фотографиях.

Физическое развитие:

-    упражнять в динамическом равновесии, ловкости;

-    формировать смелость, решительность.

 

Ход занятия:

1.       Введение.

-    Ребята, сегодня мне по скайпу пришло сообщение от Гномика.

Послушайте, что он пишет: «Я заблудился и оказался в каком-то старом замке.  В нем я нашёл волшебную книгу, в которой написано, что найти обратную дорогу сможет только тот, кто выполнит все задания, которые содержаться в этой книге».

-    Гномик очень волнуется, что не сможет справиться с заданиями и не

вернётся домой.

 

2.   Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх».

-    Посмотрите, он прислал нам свою фотографию. Как вы думаете, что чувствует Гномик? Какую эмоцию испытывает? (На слайде появляется изображение Гномика, который испытывает эмоцию страха).

-    А как вы думаете, Гномик очень-очень сильно боится или не очень, чуть чуть? (любые ответы правильные!)

-    А как мы можем сказать, если кто-то очень-очень боится? (он в ужасе)

-    А как можно сказать, если кто-то немного боится? (беспокоится, тревожится, волнуется).

-    Наш Гномик, наверное, не в ужасе, но и не просто беспокоится, ему  достаточно страшно.

-    А кто вспомнит сказочных героев или персонажей мультфильмов, которые тоже попадали в опасную ситуацию и им пришлось беспокоиться или даже было страшно?

-    Какая это была ситуация? Что с ними произошло? (рассказы детей)

-    Ну, что, ребята, мы сможем помочь Гномик у?

 

3. Задание на информированность, воспроизведение знаний.

-    Вот первое задание. Оно трудное, потребует от нас знаний, сообразительности и быстроты реакции (проводится «мозговой штурм» – воспитатель задает вопросы,  дети должны быстро дать ответ)

u Назовите 5 музыкальных инструментов. Каждый называет по одному инструменту. (пианино, скрипка, маракасы, барабан, баян, флейта, бубен, гитара)

u Как называется художник, который рисует портреты? (портретист)

u Назовите все гласные в слове «сумка»? (у, а)

u  Вспомните песенку из любой русской народной сказки и спойте её (Я-Колобок…;  козлятушки - ребятушки…; петушок- петушок  золотой гребешок…)

u  В какие игры играют с   мячом? (футбол, баскетбол, волейбол, пионербол, гандбол, гольф, регби ,теннис)

u  Кто пишет музыку? (композитор)

u  Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит и сосёт лапу)

-    Справились, молодцы!

 

4. Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «интерес».

-    Ребята, Гномик наблюдал за тем, как вы выполняли задание. Он очень внимательно слушал, что вы отвечали, был сосредоточен. Посмотрите, он прислал нам новую фотографию (на слайде появляется изображение ежика, который испытывает эмоцию интереса)

-    Как вы думаете, что он чувствовал? (Интерес, любопытство)

-    Да, ему было интересно, любопытно узнать ответы на все эти вопросы.

 

Интерес – это одна из эмоций человека и связанная с желанием узнать что-то новое, понять что-то. Интерес – это когда нам легко и приятно чем-то заниматься, мы хотим этим заниматься.

-    А кто может показать то, как будто он чем-то интересуется, например, с интересом наблюдает за детьми, которые выполняют задание?  (экспрессивный этюд 2-3 чел.)

-    А показать, как будто с интересом слушает? ((экспрессивный этюд 2-3чел.)

-    Бывает так, что человеку всегда интересно узнавать что-то новое, он увлечен тем, что открывает для себя новые знания. Как мы называем такого человека, какой он?  (Любознательный).

 

-    Ребята, а вот и второе задание. Это задание - испытание. Оно потребует от нас смелости и решительности. Надо будет пройти по скамейке с завязанными глазами, преодолевая свою тревогу, страх. Ваши друзья могут вам помогать, придерживая за руку. Кто будет идти, а кто ему помогать и страховать, мы узнаем, когда вы вытащите фишки из мешочка: тот, кто вытащит красную – идти, а зеленую – помогать и страховать, держа за руку и, может быть подсказывая что-то. (дети выполняют задание)

-    Молодцы, вы опять справились с заданием.

 

5. Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх».

-    А что проявляют люди, если перед ними трудное и даже опасное задание,и оно вызывает беспокойство и может быть даже страх, но они преодолевают его?  (храбрость, решительность, смелость, бесстрашие, мужественность).

-    Проявили мы смелость, решительность и храбрость? (Да)

-    Кто может вспомнить смелые поступки героев сказок или свои собственные? (Рассказы детей)

 

6. Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «удивление».

-    Ребята, Гномик еще одну фотографию прислал, посмотрите, что чувствует Гномик, какую эмоцию испытывает? (На слайде появляется изображение Гномика– эмоция «Удивление»)

-    Да, он удивляется, что мы не испугались, проявили решительность,бесстрашие и справились с заданием. Он удивляется и радуется.

-    Давайте все покажем, как Гномик удивился (экспрессивный этюд – дети все вместе показывают, что они удивляются)

-    А как выглядит человек, когда удивляется? (На слайде появляются изображения людей (фото), испытывающих эмоцию «Удивление».

-    Дети рассматривают их и описывают внешние проявления: глаза расширяются, брови поднимаются, рот открывается.).

-    Иногда даже говорят, что человек вытаращил глаза от удивления или, что человек раскрыл рот от удивления.

-    Как можно сказать, если человек очень-очень удивлен, не ожидал чего то?  (был поражен, замер от удивления, остолбенел от удивления, был изумлен?)

-    Кто может рассказать, чему он когда-либо удивился? (Рассказы детей)

-    А кто может сказать, как мы называем человека, который делает что-то необычное и вызывает у нас удивление? (Чудак)

 

7. Задание-небылица.

-    А сейчас нам предстоит выполнить последнее задание – вспомнить и рассказать смешные, шутливые небылицы,  так, чтобы остальным было интересно и весело, чтобы вы выступили как умелые шутники.

(дети рассказывают небылицы (http://ejka.ru/blog/stihi/125.html ),  используя все  средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику).

 

 

1. Сидит ежик на сосне

   Новая рубашка.

   На головке – сапожок,

   На ноге – фуражка.

 

       5.  Дед кудрявый, без волос,

Тоненький, как бочка.

          У него детушек нет

          Только сын да дочка.

            2. Рассказать вам интерес –

   Слон на дерево залез.

  Свил гнездо из веточек

  Баюкает деточек.

 

        6. У козла в бороде

           Живут две лягушки.

           На спине сидит медведь –

           Держится за ушки.

 

3. На березе сидит заяц –

   Книжку вслух читает.

   Прилетел к нему медведь –

  Слушает, вздыхает.

 

        7. Чепуха, чепуха

           Это просто враки

           Куры съели петуха,

          Говорят – собаки.

 

4. По реке плывет корова –

  Обогнала пароход.

  На рогах сидит ворона

  И соломинкой гребет.

 

        8. Вот и кончились метели,

          Табуретки прилетели,

         На ветвях поют слоны

         Здравствуй, первый день весны!)

 

 

8. Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «радость».

-    Какое у вас стало настроение? (Радостное, весёлое, шутливое)

-    Нам Гномик прислал еще одну фотографию. На слайде появляется изображение Гномика– эмоция «Радость». А как изменился Гномик, каким он стал, ребята? (радостным, веселым, довольным).

-      А теперь скажите, как выглядит человек, что делает человек, когда он радуется (на слайде появляются изображения (фото) людей, испытывающих эмоцию «Радость». Дети рассматривают их и описывают внешние проявления: широкая улыбка, улыбается, смеется, веселые глаза, хлопает в ладоши, показывает жестами – большой палец вверх))

-    Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости ,играем в интересные игры.)

-    Как можно назвать человека, который часто радуется? (весельчак,озорник, оптимист, шутник, хохотушка, добряк)

-    Как мы можем сказать, если кто-то очень-очень обрадован?  (Он ликует,он в восторге)

-    Гномику тоже радостно, можно сказать, что он тоже ликует и в восторге!

Вы ему помогли, и теперь он сможет вернуться домой! (На слайде появляется фотография ликующего Гномика, который вприпрыжку бежит по дорожке).

 

9. Завершение занятия.

-    Ребята, а какие качества мы сегодня проявили? (сообразительность,любознательность, смелость, храбрость, решительность, заботу, помощь)

-    Гномик в знак благодарности дарит вам медальки со своей фотографией,чтобы эти качества всегда были с вами.

 

 <Назад

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»