Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Экспрессивные этюды и методические особенности их проведения

 

 

Экспрессивные этюды мы определяем как вид психогимнастики, направленный на развитие умения понимать эмоции других людей по экспрессии и умения управлять выражением собственной эмоции активно используя личные экспрессивные средства.

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Первая сторона (роль) – действующие дети, вторая – наблюдающие.

 Роль действующих детей возникает, когда педагог просит одного или нескольких детей показать какой-либо персонаж истории, как он действует или что он чувствует и/или что и как говорит в какой-либо ситуации. В зависимости от возраста ребенка, мы можем просто сказать: «Покажи, как Мишка шел…» или «Покажи всем телом, как Мишка шел…» или «Покажи и лицом, и телом, и руками, и походкой, как Мишка шел…», «А как кралась Лиса», «Как Заяц испугался», «Как Лиса обрадовалась», «Как Еж удивился», «Как Медведь рассердился».  Или мы можем попросить сказать также (тем же голосом), как говорит Медведь Михайло Иванович или Мышка-норушка. Если ребенок делает это, т.е. может произвольно показать радостного зайца или грустную мышку, то это шаг  в управлении собственной экспрессией, управлении проявлением собственных эмоций.

В экспрессивном этюде есть еще одна важная сторона – сторона наблюдающих. Одни дети показывают, а другие смотрят, наблюдают, обращают свое внимание на эту экспрессию. Тем самым у них расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в том числе экспрессии эмоций у разных людей. Поскольку наблюдаемая экспрессия связана со словом, обозначающим эмоцию, (дети видят, как показывают «радующуюся Мышку», «испугавшегося Зайца» или «удивленного Слона»), то именно за счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.

Также наблюдающие дети могут перенять и перенимают часто неосознанно экспрессивную выразительность от других. По нашим наблюдениям, экспрессивная выразительность каждого ребенка существенно  обогащалась в результате участия в экспрессивных этюдах и в роли действующего, показывающего, и в роли наблюдающего. 

 

 

Методические особенности проведения, обеспечивающие эффективность, состоят в следующем:

   

1. Применение  экспрессивных этюдов во время чтения сказки (произведения детской литературы), а не как отдельное задание, помогает детям более легко войти в роль, почувствовать и передать эмоциональное состояние (радость, грусть, злость и т.д.), характерологические (например, хитрая, трусливый, храбрый) или физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, верткий, быстрый) персонажа.Более того, разыгрывание экспрессивного этюда для эмоционально емкой ситуации (когда действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и определенные действия и поступки другого, например ситуация из сказки братьев Гримм «Заяц и Еж», когда грубый и пренебрежительный ответ Зайца на приветствие Ежа, вызывает у Ежа обиду и желание проучить Зайца) позволяет детям лучше понять смысл и причины тех или иных поступков, важность одних форм поведения (в случае этой сказки – уважительного отношения ко всем) и неприемлемость других

 2. Количество экспрессивных этюдов по время чтения сказки должно быть таким, чтобы позволять детям сохранять свое внимание на сюжете, не отвлекать, но служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания сюжета в его эмоциональных и нравственных аспектах. По нашему опыту – это 3 – 5 - 7 экспрессивных этюда в течении сказки в зависимости от сюжета и с учетом того, каково количество экспрессивных этюдов для отдельных детей (требуется больше времени) и для всех (показ всеми детьми сразу происходит очень быстро).

3.     Эффективно один и тот же экспрессивный этюд  просить показать 2-3 раза разными детьми (один или несколько детей показывают первый раз, затем следующие еще раз – своим способом). Это создает возможность, во-первых, большему количеству детей потренировать свои экспрессивные возможности, во-вторых, наблюдающим детям - видеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными людьми, у наблюдающих накапливается багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.

4.     Мы выбираем детей для показа экспрессивных этюдов по их желанию, по готовности показать персонажей. Застенчивые или не готовые пока дети участвуют в этюдах, в которых показывают все вместе, оставаясь на своих местах. Интересно, что эти дети, получив опыт наблюдения и действия совместно с другими, оказываются в последующем готовыми к самостоятельному показу перед остальными детьми.

5.     Исполнение ребенком экспрессивного этюда хорошо поддерживать аплодисментами со стороны других детей. Это является поддержкой, одобрением самого действия ребенка, а не качества исполнения.

6.     Иногда целесообразно  всех детей сразу попросить показать эмоцию персонажа (оставаясь на своем месте, не выходя перед другими), особенно если речь в сказке идет, например, о постепенном увеличении одной эмоции (например, удивления: «удивился» - «еще больше удивился» - «был поражен»). Это позволяет также проявлять себя детям, которые не готовы еще действовать самостоятельно перед другими.

7.     Экспрессивные этюды, связанные с показом эмоций, в каждой возрастной группе детей используются в соответствии с возрастной динамикой «открытия», готовности к пониманию эмоций

8.     Экспрессивный этюд, естественно, может применяться и после занятия, на прогулке (Помните, как… Кто может показать…). Тем самым мы расширяем образовательное пространство для ребенка.

Подробнее в статьях [1, 2]

 

Литература:

1.     Князева Н., Агафонова И., Цветкова Е., Бубнова Т., Красняк Н. Используем экспрессивный этюд для развития эмоционального интеллекта детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М.,  № 1, 2017, с.19-25

2.   Князева Н., Агафонова И., Цветкова Е., , Корниенко О, Рослякова М. Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М.,№ 12, 2016, с.20-28

Дата последнего обновления страницы 05.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»