Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
- способствовать развитию умения понимать и обозначать словами оттенки и внешние проявления эмоции интереса;
- побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа мультфильма, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев;
- формировать сочувствие, отзывчивость к персонажам мультфильма «Слоненок» по Р.Киплингу;
- развивать любознательность;
Познавательное развитие
- развивать познавательный интерес, познавательную активность;
- формировать позитивную мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов.
- способствовать пониманию того, что вопрос является средством получения новых знаний;
- расширять представления детей о животных жарких стран, о некоторых особенностях их внешнего вида,жизнедеятельности;
Речевое развитие
- продолжать развивать речь как средство общения;
- знакомить детей с формами постановки вопросов, с помощью вопросительных слов: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?;
- совершенствовать умение задавать вопросы по сюжету мультфильма, серии картинок и из личного опыта;
- учить задавать цепочку вопросов по образцу воспитателя;
- развивать умение составлять рассказ по серии картинок.
Художественно-эстетическое развитие
- способствовать дальнейшему развитию навыков движений под музыку;
- развивать умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание;
- совершенствовать навыки восприятия музыкального жанра – песня.
Физическое развитие
- совершенствовать двигательные умения и навыки;
- совершенствовать умение ритмично выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать координацию движений.
Предварительная работа
- познакомить детей с вопросительными словами, таблицей мнемосимволов;
- познакомить детей с мультфильмом «Слоненок» (Союзмультфильм, 1967 год)
Ход занятия
1. Введение – просмотр 1-го фрагмента мультфильма и развитие позитивной мотивации детей к задаванию вопросов.
- Ребята, предлагаю вспомнить мультфильм, который недавно смотрели. Как он назывался?
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и включает фрагмент мультфильма до момента, когда слоненок решился уйти на берег реки от родственников. После просмотра воспитатель задает детям вопросы
- Что любил делать Слоненок? Задавать вопросы.
- А что он чувствовал, когда задавал вопросы? Ему было интересно узнавать. Ответ может дать воспитатель
- Почему он любил задавать вопросы? Был любопытным, ...
- Да, был любопытным. Ему было интересно все вокруг.
- А что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы, и получаем на них ответы? Знания!)
- Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться многим и задавать вопросы – это хорошо!
- Почему тетушки и дядюшки слоненка не отвечали ему, а давали ему тумаки? Не интересно, не хотели общаться и т.д., наверное, потому, что ленились, или очень устали.
2. Физминутка «Прогулка слоненка по Африке»
Дети встают со стульчиков и изображают слоненка сами или по показу воспитателя
- Маленькие слонята вышли погулять. У них были большие уши и маленький нос. Дети показывают руками большие уши и маленький нос
- Вдруг слоненку встретился кто? Гиппопотам (бегемот). Дети показывают руками, какой он был большой и открывал огромную пасть
- Затем кто? Страус - дети показывают, как он прятал голову в песок - наклон головы, руки на голове, то снова высовывал голову - выпрямляют спину – 2-3 раза
- А потом? Бабуин или обезьяна,
- Которая умела лазать по деревьям. Показать приседания и карабканья руками по дереву.
- Все звери его обижали, и он от них убегал, покажем как? Бег по кругу
- Слоненок устал и пошел отдыхать в укромное место. Дети садятся на стульчики
3. Прослушивание песенки Слоненка (2-ой фрагмент мультфильма). Вспоминание слов, с которых могут начинаться вопросы.
- Давайте послушаем песенку, которую пел слоненок.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я их гоняю так и сяк
В ненастье, дождь и тьму,
Пять тысяч где, семь тысяч как,
Сто тысяч почему.
- Какая шестерка слуг была у Слоненка? Вопросы, слова, с которых начинаются вопросы
- С каких слов начинаются вопросы в песенке? Кто?, Что?, Когда?, Где?, Как?, Почему?
4. Тренировка детей в постановке вопросов, начинающихся с разных слов.
На экране демонстрируется картинка мультфильма «Слоненок», где Крокодил схватил Слоненка за хобот
- Посмотрите на картинку. Подумайте, какие вопросы, начинающиеся с этих слов, мы можем задать друг другу по этой картинке? Поможет нам в этом наша таблица с мнемосимволами.
- Вспомните, что означают эти символы? «?» – почему?, «глобус?» - где?, «часы?» - когда?, «Человек с собакой?» - кто?, «стул и стол?» - что?, «рука?» - как?
Дети по очереди задают вопросы с этими словами, например,
- Кто изображен на картинке?
- Кто тянет Слоненка за нос?
- Кто помогает Слоненку?
- Что хочет сделать Крокодил?
- Что в зубах у Крокодила?
- Что делает Удав?
- Когда Крокодил схватил Слоненка за нос?
- Где жил Крокодил?
- Почему хобот у Слоненка стал длинным?
- Что сказал Удав о пользе длинного носа?
Воспитатель в таблице с мнемосимволами отмечает слова, которые дети использовали в своих вопросах.
- С какими словами у нас не получились вопросы? Выделить эти слова, например, «Как?»
- Да, иногда сложно придумать вопрос по картине с каким-то из этих слов. Давайте попробуем придумать любой вопрос не по картине, а из своего опыта со словом «Как?», но так, чтобы самим знать на него ответ. Например, «Как нарисовать цветок? Как накрыть на стол? Как правильно одеться на прогулку? И пр.» Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них
5. Освоение эмоции интереса, экспрессивный этюд «Заинтересованный человек»
- Мы много задавали вопросов. Мы были какими? Любопытными, хотели получать знания, участвовать во всем, проявляли интерес.
- А как выглядит человек, которому что-то интересно, что он делает? Внимательно слушает, смотрит
- А кто может показать, как выглядит человек, когда ему интересно?
2-3 ребенка по очереди изображают заинтересованного человека
- А теперь все вместе покажем. Дети изображают
5. Совместный танец «Есть у меня шестерка слуг».
- А было бы вам интересно станцевать танец вместе со слоненком под его песенку и музыку? Включается музыка, Дети танцуют, могут повторять за воспитателем движения и саму песню
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них. Дети идут по кругу, держась за руки
Они по зову моему
Являются в нужде. Дети складывают руки в области рта рупором
Зовут их: Как и Почему,
Кто? Что? Когда? и Где? Загибают пальчики
Я их гоняю так и сяк
В ненастье, дождь и тьму,
Пять тысяч «Где?», семь тысяч «Как?»,
Сто тысяч «Почему?». Ритмичные приседания
7. Тренировка детей в задавании вопросов. Игра «Интервью».
- Вам понравилось задавать вопросы? А хотели бы вы еще что-нибудь спросить друг у друга? Давайте поиграем в игру «Интервью». Вы должны будете взять любую карточку (мнемосимвол из таблицы) и по ней задать вопрос, который начинается с определенного слова. Например, «Я взяла карточку с мнемосимволом «часы?» - когда?». Мой вопрос: «Когда мы делаем зарядку?» или «Когда опадают листья с деревьев?»
Дети по очереди берут карточку и задают интересующие их вопросы из личного опыта, например, ребенок вытащил карточку «стол и стул -?» и задает вопрос «Что любит пить котенок?» - дети отвечают.
8. Завершение.
- Мы помним, что Слоненок был любопытным, а есть еще слово «любознательный», как вы думаете, что оно означает? Любит получать знания.
- А мы были сегодня любознательными? Что нам было интересно? Узнать, как задавать вопросы, с каких слов, они начинаются, какими символами их можно обозначить, как их проще запомнить?
- Спасибо, мне тоже было интересно вас спрашивать, слушать, играть и танцевать с вами.
Назад