Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга"

 

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-    способствовать развитию умения понимать и обозначать словами оттенки и внешние проявления эмоции интереса;

-    побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа мультфильма, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев;

-    формировать сочувствие, отзывчивость к персонажам мультфильма «Слоненок» по Р.Киплингу;

-    развивать любознательность;

Познавательное развитие

-    развивать познавательный интерес, познавательную активность;

-    формировать позитивную мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов.

-    способствовать пониманию того, что вопрос является средством получения новых знаний;

-    расширять представления детей о животных жарких стран, о некоторых особенностях их внешнего вида,жизнедеятельности;

Речевое развитие

-    продолжать развивать речь как средство общения;

-    знакомить детей с формами постановки вопросов, с помощью вопросительных слов: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?;

-    совершенствовать умение задавать вопросы по сюжету мультфильма, серии картинок и из личного опыта;

-    учить задавать цепочку вопросов по образцу воспитателя;

-    развивать умение составлять рассказ по серии картинок.

Художественно-эстетическое развитие

-    способствовать дальнейшему развитию навыков движений под музыку;

-    развивать умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание;

-    совершенствовать навыки восприятия музыкального жанра – песня.

Физическое развитие

-    совершенствовать двигательные умения и навыки;

-    совершенствовать умение ритмично выполнять движения в соответствии с текстом;

-    развивать координацию движений.

Предварительная работа

-    познакомить детей с вопросительными словами, таблицей мнемосимволов;

-    познакомить детей с мультфильмом «Слоненок» (Союзмультфильм, 1967 год)

 

Ход занятия

1. Введение – просмотр 1-го фрагмента мультфильма и развитие позитивной мотивации детей к задаванию вопросов.

-    Ребята, предлагаю вспомнить мультфильм, который недавно смотрели. Как он назывался?

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и включает фрагмент мультфильма до момента, когда слоненок решился уйти на берег реки от родственников. После просмотра воспитатель задает детям вопросы

-    Что любил делать Слоненок? Задавать вопросы.

-    А что он чувствовал, когда задавал вопросы? Ему было интересно узнавать. Ответ может дать воспитатель

-    Почему он любил задавать вопросы?  Был любопытным, ...

-    Да, был любопытным. Ему было интересно все вокруг.

-    А что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы, и получаем на них ответы? Знания!)

-    Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться многим и задавать вопросы – это хорошо!

-    Почему тетушки и дядюшки слоненка не отвечали ему, а давали ему тумаки? Не интересно, не хотели общаться и т.д., наверное, потому, что ленились, или очень устали.

2.  Физминутка «Прогулка слоненка по Африке»

Дети встают со стульчиков и изображают слоненка сами или по показу воспитателя

-   Маленькие слонята вышли погулять. У них были большие уши и маленький нос.  Дети показывают руками большие уши и маленький нос

-   Вдруг слоненку встретился кто? Гиппопотам (бегемот). Дети показывают руками, какой он был большой и открывал огромную пасть

-   Затем кто? Страус - дети показывают, как он прятал голову в песок - наклон головы, руки на голове, то снова высовывал голову - выпрямляют спину – 2-3 раза

-   А потом? Бабуин или обезьяна,

-   Которая умела лазать по деревьям. Показать приседания и карабканья руками по дереву.

-   Все звери его обижали, и он от них убегал, покажем как? Бег по кругу

-   Слоненок устал и пошел отдыхать в укромное место. Дети садятся на стульчики

 

3.       Прослушивание песенки Слоненка (2-ой фрагмент мультфильма). Вспоминание слов, с которых могут начинаться вопросы.

-    Давайте послушаем песенку, которую пел слоненок.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

                         Они по зову моему

                         Являются в нужде.

                         Зовут их: Как? и Почему?

                         Кто? Что? Когда? и Где?

Я их гоняю так и сяк

В ненастье, дождь и тьму,

Пять тысяч где, семь тысяч как,

Сто тысяч почему.

-    Какая шестерка слуг была у Слоненка? Вопросы, слова, с которых начинаются вопросы

-    С каких слов начинаются вопросы в песенке? Кто?, Что?, Когда?, Где?, Как?, Почему?

 

4. Тренировка детей в постановке вопросов, начинающихся с разных слов.

На экране демонстрируется картинка мультфильма «Слоненок», где Крокодил схватил Слоненка за хобот

                                                        

                                                                

 

-    Посмотрите на картинку. Подумайте, какие вопросы, начинающиеся с этих слов, мы можем задать друг другу по этой картинке? Поможет нам в этом наша таблица с мнемосимволами.

 

                                   

 

 

-    Вспомните, что означают эти символы? «?» – почему?, «глобус?»  - где?,  «часы?» - когда?, «Человек с собакой?» - кто?, «стул и стол?» - что?, «рука?» - как?

Дети по очереди задают вопросы с этими словами, например,

-    Кто изображен на картинке?

-    Кто тянет Слоненка за нос?

-    Кто помогает Слоненку?

-    Что хочет сделать Крокодил?

-    Что в зубах у Крокодила?

-    Что делает Удав?

-    Когда Крокодил схватил Слоненка за нос?

-    Где жил Крокодил?

-    Почему хобот у Слоненка стал длинным?

-    Что сказал Удав о пользе длинного носа?

Воспитатель в таблице с мнемосимволами отмечает слова, которые дети использовали в своих вопросах.

-    С какими словами у нас не получились вопросы? Выделить эти слова, например, «Как?»

-    Да, иногда сложно придумать вопрос по картине с каким-то из этих слов.  Давайте попробуем придумать любой вопрос не по картине, а из своего опыта со словом «Как?», но так, чтобы самим знать на него ответ. Например, «Как нарисовать цветок? Как накрыть на стол? Как правильно одеться на прогулку? И пр.» Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них

 

5. Освоение эмоции интереса, экспрессивный этюд «Заинтересованный человек»

-    Мы много задавали вопросов. Мы были какими? Любопытными, хотели получать знания, участвовать во всем, проявляли интерес.

-    А как выглядит человек, которому что-то интересно, что он делает? Внимательно слушает, смотрит

-    А кто может показать, как выглядит человек, когда ему интересно?

2-3 ребенка по очереди изображают заинтересованного человека

-    А теперь все вместе покажем. Дети изображают

 

5.       Совместный танец «Есть у меня шестерка слуг».

-    А было бы вам интересно станцевать танец вместе со слоненком под его песенку и музыку?  Включается музыка, Дети танцуют, могут повторять за воспитателем движения и саму песню

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.  Дети идут по кругу, держась за руки

          Они по зову моему

          Являются в нужде.   Дети складывают руки в области рта рупором

          Зовут их: Как и Почему,

          Кто? Что? Когда? и Где?     Загибают пальчики

Я их гоняю так и сяк

В ненастье, дождь и тьму,

Пять тысяч «Где?», семь тысяч «Как?»,

Сто тысяч «Почему?».       Ритмичные приседания

 

7. Тренировка детей в задавании вопросов. Игра «Интервью».

-    Вам понравилось задавать вопросы? А хотели бы вы еще что-нибудь спросить друг у друга? Давайте поиграем в игру «Интервью». Вы должны будете взять любую карточку (мнемосимвол из таблицы) и по ней задать вопрос, который начинается с определенного слова. Например, «Я взяла карточку с мнемосимволом «часы?» - когда?». Мой вопрос: «Когда мы делаем зарядку?» или «Когда опадают листья с деревьев?»

Дети по очереди берут карточку и задают интересующие их вопросы из личного опыта, например, ребенок вытащил карточку «стол и стул -?» и задает вопрос «Что любит пить котенок?» - дети отвечают.

 

8. Завершение.

-    Мы помним, что Слоненок был любопытным, а есть еще слово «любознательный», как вы думаете, что оно означает? Любит получать знания.

-    А мы были сегодня любознательными? Что нам было интересно? Узнать, как задавать вопросы, с каких слов, они начинаются, какими символами их можно обозначить, как их проще запомнить? 

-    Спасибо, мне тоже было интересно вас спрашивать, слушать, играть и танцевать с вами.

 

Назад

 

Дата последнего обновления страницы 05.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»