Возможно ли в дошкольном возрасте развитие умения управлять эмоциями или следует ограничиваться лишь развитием понимания эмоций?
В дошкольном возрасте мы можем начать развитие умения управлять эмоциями при двух условиях:
- Понимание того, что любая характеристика человека развивается и видоизменяется в течение жизни. Мы можем заложить определенный фундамент умения управлять эмоциями, сформировать основу, дать некоторый опыт, желание, навык, который в последующих возрастах обретет дополнительный смысл;
- Только на базе уже достаточно развитого умения понимания эмоций. Линия развития понимания эмоций должна предшествовать линии развития управления эмоциями (т.е. педагог должен быть уверен, что ребенок понимает, о каких эмоциональных переживаниях мы беседуем).
Если мы понимаем, что в дошкольном возрасте мы можем заложить фундамент управления эмоциями, то что может стать предметом освоения для ребенка? (Что может освоить ребенок?).
Для ответа на этот вопрос, вспомним, с помощью чего мы управляем (влияем) на собственные эмоции или эмоции других людей?
- Инструментом управления эмоциями являются некоторые слова, действия или набор действий. Такие действия часто известны взрослым (да и детям) и могут восприниматься или не восприниматься как управление эмоциями, но именно это иметь своим результатом. Например, мы можем похвалить человека, сказать ему комплимент, и его настроение улучшиться. Мы делаем вместе с ребенком подарок для мамы, чтобы порадовать ее. Будучи расстроенным или обеспокоенным чем-то, мы, чтобы отвлечься, можем заняться нужным делом или хобби, послушать любимую музыку, и, скорее всего, наше эмоциональное состояние улучшиться. Однако, не все подобные действия и не для всех эмоциональных ситуаций могут быть известны даже взрослым (например, как правильно реагировать на страх ребенка, обиду или злость?)
Другими словами, для управления эмоциями существуют культурные практики. И, обратившись к дошкольному возрасту, мы полагаем, что предметом освоения дошкольниками могут быть именно культурные практики, результатом которых является изменение эмоционального состояния человека (себя самого или других людей).
На главную