Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Какие культурные практики ЭмИн, управляющие эмоцией радости, осваивает ребенок? Какие приемы может использовать педагог?

 

 

Культурные практики, управляющие эмоцией радости,которые осваивает ребенок

 

Роль в ЭмИн,

(в управлении эмоцией радости)

 

Стратегическое значение в воспитании

 

 1 Рассказывать о приятных, радостных моментах и событиях в своей жизни Ребенок учится замечать, обращать внимание на позитив,  личные переживания радости обогащаются

Воспитание оптимизма как черты личности.

 
 2 Рассказывать о своих успехах, осознавая свои усилия Ребенок учится замечать и анализировать  свои достижения

Развитие мотивации достижения успеха 

3  Радоваться радостным переживаниям  сверстников (сорадоваться) Ребенок поддерживает и стимулирует радостные переживания других детей Поддержка позитивных межличностных отношений в группе, благоприятного  психологического климата
 4 Радоваться, хвалить, аплодировать успехам, достижениям   сверстников, говорить комплимент Ребенок  видит позитив в других и стимулирует  приятные, радостные переживания других детей Поддержка позитивных межличностных отношений в группе, благоприятного  психологического климата
 5 Делиться, помогать, делать подарки, приглашать к совместной деятельности Ребенок вызывает радость у других  или уменьшает замешательство, обеспокоенность в ситуации затруднения Развитие  взаимопомощи, социальной общности и взаимодействия.Поддержка позитивных межличностных отношений в группе, благоприятного  психологического климата
 6 Благодарить Ребенок поддерживает позитивные действия другого по отношению к себе, вызывает приятные  эмоциональные переживания Развитие социальной общности. Поддержка позитивных межличностных отношений в группе, благоприятного  психологического климата

     

  Какие приемы и формы работы может использовать педагог?

1.     Просите детей рассказать о приятных, радостных моментах и событиях. Например, после любого занятия, прогулки, праздника, педагог может задать вопрос детям: Что понравилось вам сегодня? А кому понравилось что-то еще? (А, что порадовало Катю? А, что развеселило Андрея?)  Получив разные ответы от нескольких детей, может быть даже от всех, мы приучаем детей замечать, концентрироваться именно на позитиве, рассказывать о нем другим людям, т.е. делиться своей радостью. Этот прием может лежать и в основе целого занятия, например, «Приятно, радостно, весело летом (осенью, зимой, в выходные, в новогодние каникулы…)», в котором рассказ ребенка иллюстрируется фотоколлажем.

 

2.    Просите рассказывать о своих успехах, достижениях. У большинства детей есть внутренняя потребность показать и рассказать взрослому о том, что у него получилось хорошо (поделка, рисунок, постройка…). Нужно принимать такие действия ребенка. После любого занятия можно попросить показать и рассказать о том, что сегодня получилось хорошо? Важно, чтобы ребенок видел свои успехи. Однако, во всем нужна мера, нельзя приучить детей к тому, чтобы они постоянно нуждались во внешней поддержке. Можно спросить: «А что еще не очень хорошо получается? Что бы ты хотел улучшить? Чему научиться?» Внутреннее чутье подскажет педагогу, какой ребенок больше нуждается в поддержке и принятии своего достижения, а кому, после поддержки, следует задать вопрос о том, что еще не получается.

 

3.     Побуждайте детей сорадоваться другим людям, приятным моментам их жизни и успехам.  Когда мы просим ребенка рассказать о приятных, обрадовавших моментах или успехах перед другими детьми, то потом мы можем задать вопрос: «А кому это тоже понравилось? А кому тоже весело было бы кататься с большой горки? А кто тоже рад был бы покупаться в реке, озере или море?» Всегда найдутся дети, которые разделят эту радость, поддержат тем самым рассказывающего ребенка. Если ребенок рассказал о своем успехе, то мы не только хвалим его сами (говорим: «Молодец, здорово, отлично получилось, оригинально и т.п.»), но и побуждаем остальных детей аплодировать, хвалить. Вспомним, что во ФГОС ДОумение радоваться успехам других является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.

 

4.     Побуждайте делиться, помогать, делать подарки, приглашать к совместной деятельности. Все эти культурные практики традиционно осваиваются в российской системе дошкольного образования. Их эмоциональный смысл для делающего ребенка – забота и желание сделать приятное, порадовать другого человека. Эмоциональный смысл для получающего – улучшение настроения, радость. Другими словами, это культурные практики управления эмоцией радости другого человека.

5.     Приучайте благодарить. Благодарность сигнализирует, что позитивные действия другого человека замечены и оценены. Получение благодарности за свои действия заботы всегда приятны и стимулируют дальнейшее подобное поведение.

 

6.     Организуйте опыт говорения и получения комплимента. Комплимент особый вид похвалы другому человеку. Для детского понимания, комплимент – это приятные слова другому человеку, когда мы говорим, что он делал сегодня хорошо или что красиво сегодня в его внешности. Педагоги сами часто говорят комплименты детям, особенно во время праздников или удачных занятий. Это является примером для детей, которые побуждаются высказывать свою похвалу другим. Мы специально организовывали опыт говорения и получения комплимента детьми в приеме «Наблюдатели». Если в занятии дети выполняют ряд сменяющих друг друга упражнений (например, занятие по ритмике), то для каждого упражнения вызываются 2 наблюдателя, которые должны заметить, кто как делает задание, как старается выполнять. В конце занятия, мы просим детей сказать друг другу комплимент (вспомнив, естественно, что это). Либо в кругу по часовой стрелке рядом стоящему ребенку, либо разбившись по парам по желанию. Наблюдение помогает иногда очень точно сказать, что сегодня на занятии другой ребенок сделал хорошо, но принимаются и комплименты об одежде, внешности или другие приятные слова.

 

7.     Ознакомьте родителей с памяткой «Учим радоваться и радовать других», которая позволит им лучше понять роль эмоции радости в жизни ребенка и приемы активизации и обогащения радостных переживаний.

 

8.     Проведите мастер-класса для родителей «Когда день рождения – особенная радость» (см. конспект), который поможет им получить опыт организации детского праздника как радостного и интересного события для своего ребенка и приглашенных детей.

9.     Проведите с детьми занятия типа «Путешествие в лето или приятно, радостно, весело летом…»  (см. конспект), в котором детьми осваиваются практики № 1 и № 3, занятие типа «Как отдыхал подъемный кран», в котором осваивается культурная практика помощи другим людям.

 

10. Ознакомьтесь с конспектом логопедического занятия, развивающего умение рассказывать о своих успехах, осознавая свои усилия. Проводите с детьми беседы по приведенной форме, чтобы они получили опыт понимания того, что их успехи связаны с их старанием, конкретными усилиями, действиями для достижения цели.

 

11. Можно ознакомиться с нашей статьей: И. Агафонова, О. Васильева, Л.Волгина, А. Дворянкина. Учим радоваться и радовать других// Дошкольное воспитание. № 12, 2018, с. 23

 

 

 

   <Назад

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»