Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Конспект мастер-класса для родителей "НЕСКУЧНЫЙ ВЕЧЕРОК"

 

 Цель:

-    информировать родителей о причинах жалоб ребенка на скуку;

-    активизировать знания и умения родителей об играх и занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Участники (родители и педагоги) собираются в группе «Умка».

Вступительное слово педагога - психолога «Что такое скука и как с ней бороться».

-    В интернете часто спрашивают: «Что делать, если ребенок заскучал?». Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Вернее, наша встреча посвящена тому, чтобы ваш ребенок не заскучал, чтобы вы предупреждали такую ситуацию, и понимали, почему это важно. Но сначала расскажите, есть ли у вас ваш личный рецепт от скуки? (ответы родителей)

-    Что же такое детская скука и стоит ли обращать на нее внимание? Обращать внимание, безусловно, стоит, потому что скука – негативная эмоция. Испытывать ее неприятно и вредно для физиологического состояния.

Важно понять, что хочет сказать ребенок, когда жалуется на скуку.

u Может ребенок еще не нашел своих интересов и не знает, чем заняться?

u Хочет родительского внимания?

u Одиноко?

u Хочет, чтобы кто-то развлек?

u Ребенок готов учиться новой игре, освоить что-то новое, но с вашей помощью?

      В большинстве случаев, когда ребенок жалуется на скуку – это желание привлечь ваше внимание, побыть вместе с вами. Если ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, что его любят, то ему неинтересно строить, рисовать, учиться.

      Если ребенок жалуется на скуку, дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он дорог вам. Для этого не требуется ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, скажите о том, как любите его. Если не выстраивать эмоциональную связь с ребенком с раннего детства, то к подростковому возрасту можно лишиться его доверия, утратить взаимопонимание.

      В то же время, важно не только занять, заинтересовать чем - то ребенка, но и научить его самостоятельно находить себе занятие, разнообразить свой досуг, фантазировать, творить.

Следующую часть мастер-класса ведет воспитатель, подготовка пиньяты.

-    Одним из любимых «рецептов от скуки» может стать рисование. В процессе рисования ребенок развивает творческие способности, координацию и ритмичность движений, внимание.

Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные методы рисования: карандаши, фломастеры, кисти.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно: скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями. Это и есть «нетрадиционное рисование»! Ценность его в том, что оно дают ребенку полную свободу самовыражения.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования много, но для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать такие, как рисование ладошкой, пальчиком, печатью из картофеля, ватными палочками, тычком жесткой полусухой кисти или делая оттиск пробками. Каждая из этих техник- маленькая игра.

      Мы с вами встретились в предверии Нового года. Впереди новогодние каникулы. Сделать один день не похожим на другой возможно с помощью пиньяты. Пиньята – полая игрушка из папье – маше, в которую кладут сюрпризы. Она может быть в форме шара, животного, домика. Наполнение зависит от вашей фантазии. Пиньяту подвешивают, а затем разбивают. Она распадается дождем конфетти, сувениров, сладостей. Наша пиньята почти готова, давайте доделаем ее все вместе, а что у нее внутри – узнаем в конце сегодняшней встречи. (Родители обклеивают основу разноцветными полосками бумаг)

Участники перемещаются в спортивный зал.

Инструктор по физической культуре:

-    Мой рецепт от скуки, конечно, связан с движением. И сегодня я хочу акцентировать ваше внимание не на активных подвижных играх, хотя они, безусловно, важны для обеспечения потребности ребенка в движении, а на гимнастике, которую называют зарядкой для мозга.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий. Связь двух полушарий мозга является очень важной. Если эта связь нарушена, то у ребенка могут возникать нарушения речи, мышления, психики. Кинезиология - это технология, с помощью которой возможно сбалансировать работу обоих полушарий.

 

Самое интересное, что многие из упражнений вам знакомы. С детьми раннего возраста мы играем в «Ладушки», «Идет коза рогатая» - это ни что иное, как кинезиологические упражнения, которые способен выполнить и маленький ребенок. Только выполнять упражнения надо правой и левой рукой попеременно, а затем двумя руками одновременно.  Малышам доступно и упражнение «Пальчик, зайчик, кулачок» (показ, выполнение).  При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Задания можно усложнять: увеличивать скорость выполнения упражнений, выполнять с закрытыми глазами.

-    Предлагаю вам освоить несколько упражнений, основанных на манипуляции рук и пальцев, которые вы можете предложить выполнить своему ребенку.

«Колечки» - поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец.          

Упражнение выполняется в прямом порядке от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу.

В начале движения выполняется поочередно каждой руке, затем двумя одновременно.

«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,

Так пожарим, повернем и опять играть начнем».      

«Цап» - взрослый берет раскрытую ладошку ребенка и начинает водить по ней пальчиком, приговаривая:

«На горе стояли зайцы

И кричали:

«Прячьте пальцы!

Цап!»

-    Из подобных упражнений можно составлять целые истории (придумывать их самостоятельно или посмотреть в интернете кинезиологические сказки). Приведу для примера одну из них.

«В гости к бабушке»

В гости бабушка позвала,

Внуков очень поджидала. (ладони на щеках, качаем головой)

По дорожке пять внучат

В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Брики - чик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)

Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют. (поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Внуки к бабушке идут

И гостинцы ей несут. (пальцы «шагают» по коленям или столу)

Показался дом вдали, («крыша» из сложенных ладоней)

Мы к нему так долго шли.             

Бабушка нам очень рада

Для неё внучки – награда. ( хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Брики - чик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Игра «Не ошибись»

Педагог называет звукочетания из последнего четверостишья, а родители выполняют движения руками, которые ему соответствуют: топ – топ – ладони хлопают по коленям, брики чик – кулачки поочередно стучат по коленям и т.д.

Игра «Расскажи руками»

Педагог произносит фразу, родители предлагают, как можно изобразить ее с помощью рук и пальцев:

- Покатился Колобок дальше.

- Дед бил – бил – не разбил.

- Стоит в поле теремок, из трубы идет дымок.

- Как у наших у ворот чудо – дерево растет.

Участники перемещаются в кабинет психолога.

Педагог – психолог:

-    Ни для кого не является новостью, что современные дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Так стоит ли приучать ребенка к чтению книг?

Художественная литература дает возможность научиться размышлять, развивает творческий потенциал, способность к сопереживанию, умение думать самостоятельно, обогащает речь. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления.

Как ребенка приучить к литературе? Для малыша, не умеющего читать, книга без взрослого посредника, практически, не существует. Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Задача взрослого сделать так, чтобы позже ребенок самостоятельно с удовольствием проводил время за чтением книг.

Мой «рецепт от скуки» связан с книгой. Хочу показать, какое большое количество задач развития ребенка можно решить с помощью книги.

Все мы помним замечательные сказки В.Сутеева. Одна из моих любимых - сказка «Под грибом», вариация на тему русской народной сказки «Теремок».

Первый раз просто прочитайте ребенку сказку, убедитесь, что содержание понятно ребенку. Через некоторое время предложите вернуться к книге. Теперь можно предложить перечитать сказку, предлагая выполнить игровые задания. Потребуется совсем несложный реквизит, который под силу изготовить любому взрослому из бумаги или старых журналов.

Примеры заданий:

1. На полянке растут цветы. Разложи их по цвету.

2. Мышка рассыпала горох. Помоги собрать горошины.

3. Сложи разрезную картинку из трех частей и назови, кого еще боится заяц, кроме лисы.

4. Разложи грибы от самого маленького до самого большого.

5. Выбери картинку с подходящим угощением для зайца: морковка, сыр, конфета.

В следующий раз можно придумать новые интересные задания.

Участники перемещаются опять в помещение группы.

Воспитатель:

-    Надеюсь, что вы не скучали этим вечером, что вам пригодятся наши «рецепты от скуки». А сейчас настало время узнать, что находится в нашей новогодней игрушке.

-    Предлагаю, разбить пиньяту. (в иньяте находятся «рецепты от скуки» - оформленные под конфеты описания игр, в которые можно поиграть с детьми).

-    Вы можете забрать с собой любую «конфету», чтобы поиграть с ребенком дома в эту игру или придумать новые.

 

 

<Назад

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»