Предварительная работа - чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Цели:
1 - освоение культурных практик реагирования на переживание эмоции злости (1 - поделиться с взрослым о том, что вызывает злость, 2 – выкрикнуть свою злость в специальный мешочек);
2 – продолжение развития понимания эмоций злости и грусти.
Задачи:
Речевое развитие:
- Продолжать осваивать эмоциональный словарь (эмотивную лексику) для базовых эмоций грусть и злость (сердитость);
1 - слова, обозначающие оттенки эмоций: настроение плохое, сердитое, злое, грустное
2 - слова, обозначающие действия, экспрессию человека, испытывающего эмоцию: сердится, злится, топает ногами, сжимает кулаки, делает злое лицо,
3 – слова, обозначающие качества человека, испытывающего эмоцию злости: злюка, злой, сердитый, недобрый.
- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, наречия, предлоги
- Совершенствовать интонационную выразительность речи
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
- Упражнять в умении пересказывать произведение
Социально-коммуникативное развитие:
- Способствовать развитию эмоционального и социального интеллекта ребенка;
- Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (нарушению) моральных норм, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика
Художественно-эстетическое развитие
- Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании иллюстраций к сказке,
- Способствовать развитию эмоционального исполнения игровых упражнений и инсценировок
Физическое развитие:
- Развивать умение творчески использовать двигательные навыки;
- Продолжать развивать активность детей в экспрессивных этюдах и игре, сочетать движения со словами
Ход НОД:
1.Вступление.
Педагог подходит к детям и предлагает вместе поиграть:
- Я буду читать стихотворение, а вы будете мне все, что происходит, показывать.
Экспрессионный этюд «Король Боровик»
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком,
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Освоение эмоционального словаря.
- Как вы считаете, какое у короля настроение? (злое, сердитое, был не в духе)
- А как вы догадались? Что он делал? (грозил кулаком, стучал каблуком)
2. Инсценировка и беседа по рассказу.
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе появилась скамейка. Предлагает вспомнить и догадаться, какая необычная история про сердитого мальчика произошла на этой скамейке. Дети вспоминают произведение» Волшебное слово», так как педагог уже познакомил их с этим произведением на предыдущем занятии по развитию речи.
Воспитатель предлагает показать инсценировку сказки своим друзьям. Пятеро детей разыгрывают инсценировку, педагог читает текст. По ходу сюжета обращает внимание детей - актеров на передачу выразительности образа героя.
После инсценировки дети садятся к зрителям на стульчики.
Педагог задает вопрос:
- Скажите мне, пожалуйста, какое у Павлика было настроение, когда он пришел в парк? (педагог показывает иллюстрации к каждой ситуации)
- Что делал Павлик, когда сердился?
- Каким голосом он разговаривал с сестрой, когда просил у нее краски? Какое у него было лицо?
- Почему бабушка выгнала Павлика из кухни? Как он просил?
- А почему брат не захотел его взять кататься? Как Павлик разговаривал с братом?
- Кто помог Павлику?
- Что посоветовал мальчику старичок? (Помогло ли волшебное слово? Каким голосом после этого стал говорить Павлик с родными? – эти 2 вопроса уточняющие, если что-то детьми не сказано).
3. Обобщение, формулирование и принятие культурных практик.
- Дети, а к кому вы можете обратиться, если что-то вас сердит, злит или обижает? Ответы детей.
- Для того, чтобы избавиться от злости и обиды нужно поговорить о них с близким человеком, например, мамой или папой, они обязательно выслушают вас и помогут решить, как поступить.
Тренинг «Мешочек для злости»
- Если взрослый где-то далеко и сейчас с ним нельзя поговорить, то можно просто выкрикнуть свою злость, сердитость или обиду в специальный мешочек - «Мешочек злости». Сейчас, если у вас остались какие-то обиды или злость, сердитость на кого-то, подойдите к мешочку и крикнете: Злость, уходи! Хэ! (звук как громкий выдох). (Тренинг выполняется стоя. Дети подходят к воспитателю, который стоит с раскрытым мешочком и туда кричат.) Или можно подносить к каждому ребенку.
- Теперь мы туго завяжем мешочек. Молодцы! Улучшилось ваше настроение? Вам хорошо?
4. Завершение.Закрепление культурной практики улучшения настроения.
- Действительно, нам больше нравится, когда у нас хорошее настроение, нет ни обид, ни злости. И хорошее настроение можно даже усилить, если вспомнить, что сегодня вас порадовало, понравилось? Давайте скажем по очереди, что сегодня вам понравилось или порадовало?
Дети по очереди рассказывают.
<Назад