Цель: Информировать родителей о детских обидах: смысле этого переживания, возможных последствиях, способах профилактики и преодоления.
«Есть у каждого тайная книга обид,
Начинаются записи с юности ранней!»
Шефнер.
1. Приветствие. Сегодня наше собрание- беседа посвящено детским обидам, прояснению смысла этого переживания, его причинам, реагированию взрослого на обиду ребенка. Вначале прошу ответить на вопросы анкеты.
2. Анкетирование родителей
Анкета
Ответьте на вопросы:
1. Можете ли Вы, в любой момент, оставить свои дела и уделить время ребенку?
2. Вы советуетесь со своим ребенком, невзирая на его возраст?
3. Можете ли Вы извиниться перед ребенком, если вы не правы?
4. Могли бы Вы сдержать себя и сохранить спокойствие, если поступок ребенка вывел вас из себя?
5. Могли бы Вы воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут обидеть ребенка?
6. Могли бы Вы рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении?
7. Могли бы Вы поставить себя на место ребенка, в спорной ситуации?
8. Можете ли у Вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это мимолетная прихоть, так чтобы не обидеть ребенка?
Вопросы анкеты мы обсудим позже, а сейчас посмотрим видео.
3. Просмотр видео стихотворения А.Барто «Обида»
Моей сестрёнке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
И слышно в доме по утрам:
— Она прибавила сто грамм!
Ну, девочка, ну умница!
— Она водички попила —
За это снова похвала:
— Ну, девочка, ну умница!
Она спокойно поспала:
— Ну, девочка, ну умница!
А мама шепчет: — Прелесть! —
В восторге от Алёнки. —
Смотрите, разоделись
Мы в новые пелёнки.
— Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик разеваем! —
Кричит довольный папа.
И он неузнаваем-
Он всю цветную плёнку
Истратил на Алёнку.
Я гвоздь в сарае забивал,
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне скрывать,
Я больше не могу.
И вот я тоже лёг в кровать
И стал кричать: — Агу!
Взглянул мой папа на меня,
Сказал он: — Не дури!
Ты что вопишь средь бела дня,
Как дети-дикари?
Тогда я лёг лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
— Давай возьму на ручки?
А я в ответ: — Я не грудной!
Ты просто так побудь со мной.
- Обиды детей – это не капризы! Часто мы, взрослые путаем обиду ребенка с капризом и оставляем без внимания! На самом деле это большая ошибка и она чревата последствиями! Многие наши проблемы во взрослой жизни, связанны с обидами детства. Любая эмоция, пережитая ребенком в детстве, может дать о себе знать и во взрослой жизни. Детская обида у взрослого человека может развиться неуверенность в себе, чувство непринятости, непонятости, отвержения, поведения «Я жертва» и другое.
4. Рисование детских обид и обсуждение способов их разрешения (преодоления)
Педагог предлагает родителям нарисовать любую детскую обиду. (Можно и свою обиду из детства)
Затем каждый родитель рассказывает свою изображенную ситуацию и предлагает пути решения. Остальные родители, вступают в диалог и предлагают свои пути решения данной ситуации.
Родители нарисовали и обсудили свои ситуации, например:
-
Ребенок 4 лет обиделся на маму, потому что она не отпустила его на зимнюю рыбалку с папой. Как выяснилось позже, папа, ранее, пообещал сыну взять его с собой. (РЕШЕНИЕ: Родители должны были договориться между собой; папа сам или вместе с мамой должны были объяснить, почему сейчас нельзя взять на рыбалку, чего не учел, папа, когда обещал взять.)
-
Дочь обижалась на маму, когда та хвалила младшую сестру, за что-либо. (РЕШЕНИЕ: Хвалить обеих, обнимать, уделять внимание.
-
Дети обижались на родителей, если они им не покупали игрушки. (РЕШЕНИЕ: Сдерживать обещания, объяснять, почему сейчас нельзя выполнить обещание, когда будет можно; делать сюрпризные моменты.)
5. Обсуждение с родителями вопросов анкеты.
- Давайте вернемся к вопросам анкеты. Я буду читать вопрос, а вас прошу
сказать, какое значение имеет эта ситуация для предотвращения обид ребенка, и как вы считаете, как следует поступать в подобных ситуациях.
Воспитатель читает каждый вопрос, любой родитель (по желанию или по очереди, или в дополнение отвечают, объясняют свою позицию).
Ответы родителей
1. Большинство родителей, готовы оставить свои дела, уделить время, ребенку, в зависимости от важности своих дел. Если дело важное, безотлагательное, то надо объяснить ребенку, но потом или в договоренное время обратиться к ребенку.
2. Все родители советуются со своим ребенком, чтобы узнать его мнения и желания, чтобы воспитывать самостоятельность.
3. Родители готовы извиниться, если они были не правы, также был комментарий, что иногда это сложно сделать.
4. Большинство родителей сохраняют спокойствие. Некоторые, которые не смогли, потом жалеют об этом, стараются загладить свой срыв.
5. Большинство не употребляет слов, которые могут обидеть ребенка, некоторые сказали, что будут контролировать больше подобные ситуации.
6. Да, могут.
7. Стараются, но не всегда ситуация «глазами ребенка» полностью понятна взрослому.
8. Да, могут.
6. Выводы и рекомендации:
- Ребенок всегда эмоционален, искренен в проявлении своих чувств, и когда его что-то обижает, они заливаются слезами. Не заметить детские слезы – это испытание для родителей, зачастую взрослые не знают, как себя повести с обиженным ребенком.
- Родитель должен уметь говорить с ребенком о чувствах. Важно отметить, что делиться эмоциями нужно и взрослому, и ребенку. Это поможет обрести взаимопонимание. Многие, к сожалению, упускают этот момент.
Ребенок – личность!!!
- Родитель должен понимать, что он воспитывает будущую личность. У ребенка уже есть некоторые задатки, способности, темперамент. Воспитания должно помогать ребенку, понять себя, обрести уверенность в себе. Но как же прийти к согласию в споре с чадом, не обижая его и в тоже время, помогая ему стать полноценной личностью?
- Родители должны уметь говорить со своим малышом о чувствах. Эмоциями нужно делиться как взрослому, так и ребенку. Тогда он сможет обрести и взаимопонимание, и понимание самого себя.
- Также стоит давать возможность ребенку проявлять себя. Не надо постоянно опекать малыша и делать все за него. Ребенка надо приучаться к самостоятельности. Это придаст ребенку уверенности в поступках, и он не будет воспринимать помощь, как должное.
Ограничения – в меру и постепенно!
- Есть еще один важный момент. Нельзя запрещать ребенку того, что раньше было можно и это ему доставляло положительные эмоции, а потом ругать его за это. Запреты необходимо выстраивать постепенно. Например, сокращать время просмотра мультфильмов. Еще лучше, если вы объясните, почему вы приняли такое решение.
- Свои просьбы необходимо формулировать так, чтобы ребенок точно вас понял. Недопонимание может привести к ненужным ссорам!
- Обиды могут быть и это нормально!!! Копить в душе обиды – вредно. Об этом ребенку нужно знать от вас! Очень важно дать ребенку возможность поделиться обидой, выговориться! Это отличный способ помириться!!!
Любви и взаимопонимания вашим семьям!!!
<Назад