Эмоции злости и обиды возникают, если ребенок получает отказ в удовлетворении какой-либо своей потребности, желании (напр., отказ купить игрушку, отказ принять в игру, дать что-либо…). Психологический смысл злости - враждебность к другому, обвинения другого, это может запускать агрессивные действия (драка, обзывание). Психологический смысл обиды - ощущение, что другие поступают неправильно, что ущемляют его интересы, это повод к уходу, отвержению другого человека.
И злость, и обида, если они накапливаются и не преобразуются, создают недоверительные, неблагоприятные отношения ребенка с источниками этих эмоций. Мы, взрослые, можем не допустить этого, ведь это некомфортно и неблагоприятно для самого ребенка.
Эмоции |
Злость |
Обида |
Ситуация возникновения |
Ребенок получает отказ в удовлетворении какой-либо своей потребности, желании (напр., отказ купить игрушку, отказ принять в игру, дать что-либо…) |
Психологический смысл эмоции |
Враждебность к другому, обвинения другого, это может запускать агрессивные действия |
Ощущение, что другие поступают неправильно, что ущемляют его интересы, повод к уходу, отвержению другого человека |
Влияние на отношения |
Не доверительные, неблагоприятные |
Взаимодействие |
Бывает, что злость и обида сосуществуют |
|
|
|
|
Почему ребенок может получить отказ в удовлетворении какого-то своего желания?
Причины могут быть связаны либо с другими людьми, либо с поведением самого ребенка.
Возможные причины со стороны других людей:
1. Ребенку отказывают, т.к. к чему-то он не готов по возрасту, либо нет
ресурсов (например, денег), но это не объяснено ребенку доброжелательно и доходчиво и с перспективой того, что когда-то он получит желаемое.
2. Другие случайно, не желая того, ущемили интересы ребенка (сломали что-либо, забыли и т.п.), и не объяснили. (Например, другой ребенок случайно сломал машинку и убежал, испугавшись сам, не понимая, что нужно сказать: «извини, я нечаянно, случайно…)
3. Возможна причина, что другие люди что-либо сделали назло (ребенок может
так думать), но, надеемся и верим, что наш ребенок не в таком окружении.
Возможные причины со стороны ребенка:
1. Ребенок что-то делает неправильно, т.к. не знает, как надо правильно делать
или еще не научился (например, не просит, а требует (Вспомните рассказ «Волшебное слово»), нарушает правила детской игры, хочет всегда в игре быть кем-то всегда, не делится своими игрушками, обзывается…). Этим поведением он и может вызывать отпор, отвержение со стороны других…
Можно видеть, что разобраться в этих причинах может только взрослый и хорошо, если взрослый сделает это для своего ребенка.
Что делают педагоги ДОУ?
Мы читаем с детьми рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово». Один из выводов, к которому мы приходим: «Если ты чувствуешь обиду или злость, расскажи об этом взрослому (мне или родителю). Мы стараемся проанализировать причины и помочь ребенку понять ситуацию правильно (причины поведения других или изменить поведение самого ребенка).
Как правильно реагировать родителю, если ребенок говорит (или вы видите), что он злится или обижен?
1. Прочтите сами «Волшебное слово», чтобы иметь пример сходной ситуации.
2. Если ребенок говорит (или вы видите), что он злится или обижен, отнеситесь
с вниманием и пониманием:
a. Чтобы лучше понять ситуацию, задавайте вопросы, что и как он делал, что и как делали другие, может быть, даже попросите показать… Постарайтесь понять причины и помочь ребенку разрешить ситуацию…
b. Если вы затрудняетесь, то пообещайте подумать и привлеките ребенка к какому-либо делу, чтобы он отвлекся от негатива. Сами обязательно постарайтесь понаблюдать за ребенком в подобной ситуации, чтобы понять причины, посоветуйтесь с воспитателем и психологом. Злость и обида не должны накапливаться. Если правильно поняты причины таких ситуаций, ребенок становится более социализированным.
3. Если злость ребенка сразу ведет к агрессивным действиям, проверьте, не
смотрит ли он часто мультфильмы с образцами агрессивного поведения. Обратитесь к мультфильмам, где герои сотрудничают, договариваются, дружат. Напоминайте ребенку, что, если он обижен или злится, надо сказать об этом взрослому.
<Назад