Мы приводим два варианта конспекта консультирования родителей. Считаем важным, чтобы форма этого консультирования была интерактивна, т.е. родители сами обсуждали бы эту проблему, поделились своими мыслями и опытом. Это обсуждение организует воспитатель: задает нужные вопросы, предлагает проанализировать образные примеры (из мультфильмов или текстов), побуждает высказываться и обобщает.
Задачи такого консультирования и основные пункты содержания – это пять пунктов Памятки родителю «Как предупреждать детские страхи и правильно на них реагировать?» В результате активного взаимодействия все пять обозначенных пунктов консультирования переживаются, понимаются и принимаются родителями.
Конспект № 1 консультирования родителей детей старшей группы
«Детские страхи и пути их преодоления»
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, флипчарт, фрагмент мультфильма «Желтик» (1.52 - 5.30 мин.) – есть на YouTube, фрагмент мультфильма «Хочу быть отважным» (00.00 – 03.18 мин.) - есть на YouTube, фрагмент мультфильма «Солнышонок, Андрейка и темнота» (1.56 – 5.59 мин) - есть на YouTube,
Слайд № 1.
«Детские страхи и пути их преодоления».
Консультация для родителей.
«Страх заставляет людей размышлять»
Аристотель.
Вступление педагога
Современная жизнь достаточно часто бросает человеку вызовы, которые могут вызывать беспокойство, напряжение и даже страх. Ребенок тоже попадает в такие ситуации: по незнанию о каких-то явлениях, из-за неумения что- то делать или возрастной неготовности справиться с какой-то ситуацией. Сегодня мы обсудим вместе, как преодолевать детские страхи? Как не допустить того, чтобы они накапливались у ребенка, и он вырос бы тревожным и поэтому не готовым полностью проявить свои способности, достичь успеха?
Слайд № 2.
Задание № 1.
- Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Желтик» и ответим на вопрос: «Правильно ли может быть желание родителей «чтобы ребенок ничего не боялся» или «чтобы ребенок был бесстрашным»?
Родителям демонстрируется фрагмент мультфильма «Желтик» (1.52 -5.30 мин.), в котором не боящийся цыплёнок подвергается опасности быть съеденным.
Воспитатель организует обсуждение. Выводы, к которым приходят родители:
- Не правильно хотеть того, чтобы ребенок ничего не боялся. Страх, как и любая эмоция, имеет для человека сигнальное значение. Страх «сигнализирует» человеку об опасности, поэтому, если его вовсе «изжить», то человек может погибнуть, совершив слишком рискованные действия в опасной ситуации.
Поэтому, если мы видим, что ребенок чего-то боится, то прежде всего взрослый должен оценить: - эта ситуация действительно опасна, страх ребенка оправдан, и мы должны помочь ему избежать действительно опасной ситуации; либо – это «детский», неоправданный страх, который возникает по незнанию или неумению и мы можем помочь его преодолеть.
- Воспитывать у ребенка нужно именно желание, готовность и умение преодолевать страх в тех ситуациях, когда это возможно и оправданно.
Давайте с вами разберемся, как помочь детям, преодолеть «детские» страхи, тревожащие ситуации и найдем выход из них.
Задание 2.
Педагог задает родителям вопрос:
- С какими детскими страхами пришлось столкнуться вам самим в детстве, или какие детские страхи были или есть у ваших или других известных вам детей? (Это один вопрос, нам безразлично, у кого был этот детский страх, главное, чтобы он был назван, и были слова, которые позволяют «маскироваться», это слова «были» и «других известных вам детей»).
Родители отвечают на вопрос педагога
Педагог записывает виды страхов на флипчарте. В нашей практике подобный перечень включал страхи: оставаться одному дома, темноты, конкретных злых персонажей, пауков, подниматься в прозрачном лифте, плохо выступить на празднике, того, что будут ругать за неудачу…
Задание 3.
- Давайте рассмотрим, как взрослые могут реагировать на страх ребенка и к чему это может привести?
- Я сейчас покажу отрывок из мультфильма «Хочу быть отважным», в котором тигренок проявляет страх, а взрослые реагируют на него определенным способом, а вы потом должны ответить на вопросы.
Слайд № 3.
Вопросы для обсуждения:
1. Как реагируют взрослые (Мама и старый Тигр) на страх ребенка, что они делают?
2. Что чувствует Тигренок? Какие эмоции чувствует относительно самого себя и к взрослому?
3. Если такие реакции взрослый использует не один раз, а часто, то как это повлияет на отношения ребенка и взрослого?
4. Как Тигренок пытался бороться со своим страхом в этом отрывке?
Педагог демонстрирует фрагмент мультфильма «Хочу быть отважным» (00.00 – 03.18 мин.)
Родители отвечают на вопросы.
Ответы:
на вопрос № 1 – подсмеивались и стыдили;
на вопрос №2 - страх, стыд, обида, боль;
на вопрос № 3 - рост недоверия, неготовность поделиться своими чувствами и трудностями с взрослым, скрытность;
на вопрос № 4 - играл и пел, занимал и вдохновлял себя! Что хорошо и правильно! А неумный взрослый опять стал стыдить его!
Вывод: стыдить и ругать за страх – неправильная стратегия поведения: она не помогает преодолеть страх, воспитывает тревожность, неуверенность в себе, ребенок может быть подавлен, загнан в угол, недоверие к взрослому.
Задание 4.
- Давайте посмотрим еще один фрагмент мультфильма «Солнышко, Андрейка и темнота» и затем обсудим.
Слайд № 4.
Вопросы для обсуждения:
1. Как изменяется эмоция страха ребенка при такой реакции другого человека? Что он чувствует к этому другому?
2. Как это будет влиять на дальнейшие отношения взрослого и ребенка?
Педагог демонстрирует фрагмент мультфильма «Солнышонок, Андрейка и темнота» (1.56 – 5.59 мин).
После просмотра родители отвечают на вопросы.
Ответ на вопросы: страх ребенка уменьшается, возрастает уверенность, другой человек воспринимается как помощник, как источник информации, к нему – благодарность и доверие, возможность рассказать, поделиться
Вывод: Если страх ребенка принимается (понимается) и взрослый объясняет ситуацию, помогает преодолеть страх, предлагает действия по преодолению страха, то детский страх будет преодолен и со взрослым останутся доверительные отношения.
Задание 5.
Приемы преодоления детских страхов.
- Давайте посмотрим на нашу доску, где мы записывали тревожные ситуации, детские страхи. Составим для каждой план действий - путь преодоления детских страхов. Поделимся своим опытом, своими мыслями. Можно начинать высказываться по каждому страху, дополнять друг друга.
Родители высказываются, используя свой опыт и дополняя друг друга. По каждому из перечня страхов родители предлагают приемы, которые помогли и которые могут быть использованы. Педагог дополняет (предварительно подготовившись). В результате каждый родитель знакомится с приемами по целому перечню возможных страхов.
Вывод
Для каждого страха есть приемы преодоления, и мы их назвали. Если ребенок чего-то боится, то нужно понять и принять его беспокойство, обдумать приемы, которые можно использовать. Постепенно и последовательно, доброжелательно и спокойно пройти вместе с ребенком путь преодоления страха.
Памятку для родителей о профилактике и преодолении детских страхов вы можете почитать в раздевалке группы.
<Назад