Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Конспект № 1 консультирования родителей детей старшей группы «Детские страхи и пути их преодоления»

 

 

Мы приводим два варианта конспекта консультирования родителей. Считаем важным, чтобы форма этого консультирования была интерактивна, т.е. родители сами обсуждали бы эту проблему, поделились своими мыслями и опытом. Это обсуждение организует воспитатель: задает нужные вопросы, предлагает проанализировать образные примеры (из мультфильмов или текстов), побуждает высказываться и обобщает.

Задачи такого консультирования и основные пункты содержания – это пять пунктов Памятки родителю «Как предупреждать детские страхи и правильно на них реагировать?»  В результате активного взаимодействия все пять обозначенных пунктов консультирования переживаются, понимаются и принимаются родителями.

 

Конспект № 1 консультирования родителей детей старшей группы

«Детские страхи и пути их преодоления»

 

Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, флипчарт, фрагмент мультфильма «Желтик» (1.52 - 5.30 мин.) – есть на YouTube, фрагмент мультфильма «Хочу быть отважным» (00.00 – 03.18 мин.) - есть на YouTube, фрагмент мультфильма «Солнышонок, Андрейка и темнота» (1.56 – 5.59 мин) -  есть на YouTube,

 

Слайд № 1.

«Детские страхи и пути их преодоления».

Консультация для родителей.

«Страх заставляет людей размышлять»

                   Аристотель.

Вступление педагога

Современная жизнь достаточно часто бросает человеку вызовы, которые могут вызывать беспокойство, напряжение и даже страх. Ребенок тоже попадает в такие ситуации: по незнанию о каких-то явлениях, из-за неумения что- то делать или возрастной неготовности справиться с какой-то ситуацией.  Сегодня мы обсудим вместе, как преодолевать детские страхи? Как не допустить того, чтобы они накапливались у ребенка, и он вырос бы тревожным и поэтому не готовым полностью проявить свои способности, достичь успеха?

 

 

Слайд № 2.

Задание № 1.

-    Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Желтик» и ответим на вопрос: «Правильно ли может быть желание родителей «чтобы ребенок ничего не боялся» или «чтобы ребенок был бесстрашным»?

Родителям демонстрируется фрагмент мультфильма «Желтик» (1.52 -5.30 мин.), в котором не боящийся цыплёнок подвергается опасности быть съеденным.

Воспитатель организует обсуждение. Выводы, к которым приходят родители:

-    Не правильно хотеть того, чтобы ребенок ничего не боялся. Страх, как и любая эмоция, имеет для человека сигнальное значение. Страх «сигнализирует» человеку об опасности, поэтому, если его вовсе «изжить», то человек может погибнуть, совершив слишком рискованные действия в опасной ситуации.

Поэтому, если мы видим, что ребенок чего-то боится, то прежде всего взрослый должен оценить: - эта ситуация действительно опасна, страх ребенка оправдан, и мы должны помочь ему избежать действительно опасной ситуации; либо – это «детский», неоправданный страх, который возникает по незнанию или неумению и мы можем помочь его преодолеть.

-    Воспитывать у ребенка нужно именно желание, готовность и умение преодолевать страх в тех ситуациях, когда это возможно и оправданно.

Давайте с вами разберемся, как помочь детям, преодолеть «детские» страхи, тревожащие ситуации и найдем выход из них.

 

Задание 2.

Педагог задает родителям вопрос:

-    С какими детскими страхами пришлось столкнуться вам самим в детстве, или какие детские страхи были или есть у ваших или других известных вам детей? (Это один вопрос, нам безразлично, у кого был этот детский страх, главное, чтобы он был назван, и были слова, которые позволяют «маскироваться», это слова «были» и «других известных вам детей»).

Родители отвечают на вопрос педагога

 Педагог записывает    виды страхов на флипчарте. В нашей практике подобный перечень включал страхи: оставаться одному дома, темноты, конкретных злых персонажей, пауков, подниматься в прозрачном лифте, плохо выступить на празднике, того, что будут ругать за неудачу…

 

 

 

Задание 3.

-    Давайте рассмотрим, как взрослые могут реагировать на страх ребенка и к чему это может привести?

-    Я сейчас покажу отрывок из мультфильма «Хочу быть отважным», в котором тигренок проявляет страх, а взрослые реагируют на него определенным способом, а вы потом должны ответить на вопросы.

 

Слайд № 3.

Вопросы для обсуждения:

1.       Как реагируют взрослые (Мама и старый Тигр) на страх ребенка, что они делают?

2.       Что чувствует Тигренок? Какие эмоции чувствует относительно самого себя и к взрослому?

3.       Если такие реакции взрослый использует не один раз, а часто, то как это повлияет на отношения ребенка и взрослого?

4.        Как Тигренок пытался бороться со своим страхом в этом отрывке?

Педагог демонстрирует фрагмент мультфильма «Хочу быть отважным» (00.00 – 03.18 мин.)

Родители отвечают на вопросы.

Ответы:

на вопрос № 1 – подсмеивались и стыдили;

на вопрос №2 -  страх, стыд, обида, боль;

на вопрос № 3 - рост недоверия, неготовность поделиться своими чувствами и трудностями с взрослым, скрытность;

на вопрос № 4 -  играл и пел, занимал и вдохновлял себя! Что хорошо и правильно! А неумный взрослый опять стал стыдить его!

Вывод: стыдить и ругать за страх – неправильная стратегия поведения: она не помогает преодолеть страх, воспитывает тревожность, неуверенность в себе, ребенок может быть подавлен, загнан в угол, недоверие к взрослому.

 

Задание 4.

-    Давайте посмотрим еще один фрагмент мультфильма «Солнышко, Андрейка и темнота» и затем обсудим.

 

Слайд № 4.

Вопросы для обсуждения:

1.   Как изменяется эмоция страха ребенка при такой реакции другого человека?  Что он чувствует к этому другому?

2.   Как это будет влиять на дальнейшие отношения взрослого и ребенка?

Педагог демонстрирует фрагмент мультфильма «Солнышонок, Андрейка и темнота» (1.56 – 5.59 мин).

После просмотра родители отвечают на вопросы.

Ответ на вопросы: страх ребенка уменьшается, возрастает уверенность, другой человек воспринимается как помощник, как источник информации, к нему – благодарность и доверие, возможность рассказать, поделиться

Вывод: Если страх ребенка принимается (понимается) и взрослый объясняет ситуацию, помогает преодолеть страх, предлагает действия по преодолению страха, то детский страх будет преодолен и со взрослым останутся доверительные отношения.

 

Задание 5.

Приемы преодоления детских страхов.

-    Давайте посмотрим на нашу доску, где мы записывали тревожные ситуации, детские страхи. Составим для каждой план действий - путь преодоления детских страхов. Поделимся своим опытом, своими мыслями. Можно начинать высказываться по каждому страху, дополнять друг друга.

Родители высказываются, используя свой опыт и дополняя друг друга. По каждому из перечня страхов родители предлагают приемы, которые помогли и которые могут быть использованы. Педагог дополняет (предварительно подготовившись). В результате каждый родитель знакомится с приемами по целому перечню возможных страхов.

 Вывод

Для каждого страха есть приемы преодоления, и мы их назвали.  Если ребенок чего-то боится, то нужно понять и принять его беспокойство, обдумать приемы, которые можно использовать. Постепенно и последовательно, доброжелательно и спокойно пройти вместе с ребенком путь преодоления страха.

 

Памятку для родителей о профилактике и преодолении детских страхов вы можете почитать в раздевалке группы.

 

 

<Назад

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»