Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Как предупреждать детские страхи и правильно на них реагировать? Памятка родителю.

 

 

 

Любой ребенок в своей детской жизни попадает в ситуации, когда его что-то пугает. Часто это естественная реакция на неожиданность, неизвестность или ожидание чего-то страшного, о чем ему сказали другие люди (просто пугали ребенка или «передавали» свой страх). Если ребенок преодолел неоправданный страх, то это позитивный опыт для него, опыт размышления, действия и преодоления. Если же различные страхи и опасения подавляются и накапливаются, то мы рискуем вырастить тревожного ребенка, который опасается многих вещей и поэтому не может полностью проявить себя в жизни.

 

Чтобы этого не произошло, родители должны знать, как предупреждать детские страхи и как правильно на них реагировать.

1.     Не следует использовать страх как инструмент воспитания. Не пугайте сами ребенка «злым дядей», сказочными персонажами и т.п., поскольку этим действительно можно посеять страхи в душе ребенка.

 

2.     Контролируйте, чтобы не «передать» свои собственные опасения и страхи ребенку. Например, родитель может говорить: «Сюда не пойдем, тут могут быть собаки» или «Перейдем на другую сторону, а то там собака идет». Или родитель перед поступлением ребенка в детский сад, может рассказывать при нем, что он боится, привыкнет ли ребенок, не будут ли его обижать, не будет ли ему там плохо и т.п.?

 

3.     Страх – естественная эмоция человека, назначение которой – сигнализировать человеку об опасности и тем самым предотвратить негативные последствия необдуманных действий. Поэтому цель работы взрослого с эмоцией страха ребенка – не пытаться вырастить бесстрашного, ничего не боящегося ребенка, а дать ребенку опыт преодоления страха под руководством взрослого. Важно, чтобы у ребенка не накапливались страхи.

 

4.     Страх бывает оправданным (действительно опасно для человека), и неоправданным, когда ребенок боится чего-то, потому что не знает, что это такое (например, чего-то в темноте), опасается, т.к. был этим напуган (например, какого-либо злого персонажа) либо потерпел неудачу в какой-то ситуации и теперь подобная ситуация его тревожит (например, выступление перед другими детьми и взрослыми на празднике). Родитель должен оценить, ребенок боится действительной опасности или это неоправданный детский страх, который следует преодолеть с помощью вдумчивого и заботливого взрослого.

 

5.     Если родитель видит, что его ребенок чего-то боится или опасается, или сам ребенок говорит об этом родителю, то с целью преодоления неоправданного детского страха родителю нужно:

 

a.      Принять этот детский страх, т.е. сказать, что он понимает эту ситуацию, может быть даже вспомнить, что он знает еще какого-то ребенка, который тоже боялся этого, но потом перестал. Нельзя стыдить, смеяться или ругать ребенка за страх, потому что это может привести к нарушению позитивной эмоциональной связи взрослого с ребенком, к тому, что ребенок потом не захочет сказать взрослому о своих переживаниях.

b.     Предложить ребенку последовательность действий, которые постепенно приведут к преодолению страха. Понятно, что для каждого конкретного страха - это своя индивидуальная система. Примеры мы обсуждаем на консультации.

 

 

 

 

<Назад

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»