Интерес всегда обостряет ум
Гельвеций
На свете нет такого понятия, как неинтересная тема.
Зато есть такое понятие, как безразличный человек.
Честертон
Родители дошкольников и школьников обычно хотят, чтобы их дети хорошо и легко учились в школе. В детском саду мы стараемся для этого развить у них нужные умения, знания, склонности и интересы.
Среди факторов, которые влияют на успешность и легкость обучения в школе, важное место занимают познавательные интересы ребенка. Познавательный интерес — это единство эмоции (ребенку приятно и интересно) и готовности (желания) узнавать новое об окружающем мире.
Какую роль познавательный интерес играет в учебной деятельности?
Психологи экспериментально доказали, что по сравнению с материалом, который не интересен, информация интересная легче привлекает и удерживает внимание, легче и эффективнее запоминается, лучше понимается. Вы, наверное, сами замечали, что, если какое-то занятие или книга интересны ребенку, он готов долго этим заниматься и потом может подробно рассказать об этом. Если же что-то не вызывает интерес, ребенок просто займется другими делами и, конечно, не воспримет информацию.
Конечно, интерес зависит и от формы подачи, интересная ли она? Однако учитель, любой педагог стоит перед целым классом, в котором много детей. Одним интересно, они слушают и воспринимают, другим – нет, они уже отвлеклись. Часто те, которые отвлеклись и не слушают – это дети с недостаточно развитыми познавательными интересами.
Могут ли родители развить познавательные интересы у своих детей?
(Чтобы потом, в школе, нам, родителям, самим было легко, т.к. наши дети легко и с удовольствием будут учиться).
- Да, потому что познавательный интерес, как любая эмоция, может расти, обогащаться или угнетаться под влиянием воздействий социума, окружающих людей. Что для этого можно делать? И что, конечно, многие из вас делают! Но в достаточной ли степени или надо больше уделять этому внимания?
Как родители могут развивать познавательные интересы детей?
1. На прогулке или в любом деле, которое делаете вы или ваш ребенок, говорите ему, что вам интересно. Этим приемом вы показываете, что вы интересуетесь окружающим миром, вы «передаете» ребенку этот интерес.
Например, когда я был маленьким, мне было интересно, почему одни деревья сбрасывают листву осенью, а другие, у которых иголки, - нет? Знаешь, что я про это узнал?...
Или: интересно, почему деревянная щепка плывет по ручью, а камешек тонет? Знает ли ответ ваш ребенок, или вы скажете ему, или вы вместе будите искать ответ в книге, в интернете или спросите у кого-нибудь?
2. Если ребенок побывал где-то, задайте вопрос, что ему там было интересно? Что интересного он узнал? Этим вы будите приучать ребенка интересоваться многими вещами вокруг, делиться с вами своими мыслями и впечатлениями.
3. Читайте и обсуждайте вместе с ребенком занимательные книги об окружающем мире. Например, о космосе, по истории, по географии и т.п., например, «Мой первый атлас мира», «Секреты человека», «Полная энциклопедия дошкольника», «Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника» и т.п. Выражайте при этом свою заинтересованность информацией и спрашивайте, что интересно вашему ребенку. Этим вы не только обогатите представления ребенка о мире, простимулируете развитие его познавательных интересов, но, возможно, поймете личные склонности, индивидуальные интересы своего ребенка.
<Назад