Цель: автоматизация звука «р» в слогах, словах;
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук «р» в словах, предложениях;
- расширять словарный запас;
- учить согласовывать существительные с числительным;
- продолжать учить звукобуквенному анализу слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать навыки звукового анализа.
- совершенствовать лексико-грамматические категории.
Коррекцционно-воспитательные:
- продолжать учить контролировать собственное произношение.
- учить осознавать детей, что в их жизни уже есть опыт достижений,
успехов.
- учить осознавать детей, что успех или достижение является
результатом приложения личных усилий.
- воспитывать чувство гордости за свои успехи.
- учить рассказывать о своих достижениях, осознавая свои приложенные
усилия.
- поддерживать сорадование детей успехам сверстников.
Предварительная работа.
Чтение стихотворения Татьяны Коваль «История о том, как пират не мог говорить букву».
Это случилось лет триста назад,
Жил на Тортуге бесстрашный пират.
Был он силен, и отважен, и смел,
Но букву "Р" говорить не умел.
А буква "Р", как нарочно, старалась,
В важные очень слова забиралась:
Карта, корабль, пиастры и враг -
Не обойтись без нее здесь никак!
Если на месте нет буковки "Р" -
Слово меняется, вот, например,
Хочет пират попросить: "Дайте ром!"
А получается что? "Дайте лом!"
Лезет в окно, говорит: "Дайте руку!"
А получается что: "Дайте луку!"
Он огорчался, а кто будет рад,
Если не можешь сказать "Я - пират!"
"На абордаж!" - как ему закричать?
Вот и решил: "Лучше буду молчать".
День он молчал,
два молчал,
три молчал,
А через месяц совсем заскучал.
Стал самым скучным пиратом в округе,
Так и прослыл молчуном на Тортуге.
Молча в бою ловко шпагой он машет,
И никому ни словечка не скажет.
Все отмечают победу - он снова
Рядом сидит и не скажет ни слова.
Как-то отрыл он под пальмою клад.
Даже сокровищам был он не рад.
Да и понятно: ну как веселиться,
Если не можешь ты им похвалиться.
В море пират покупаться любил,
Так далеко он однажды заплыл!
Вдруг видит: гребень в пучине морской.
Он развернулся, сказал тихо: "Ой".
Смотрит пират - рядом гребень второй!
И уже громче сказал он: "Ой, ой".
Третий, четвертый - здесь стая акул!
"Ой!
Нет, не ой,
это же - КАРАУЛ!!!"
И, представляете, чудо случилось!
Буковка "Р" у него получилась!
И позабыв про опасных акул,
Он хохотал и кричал: "КАР-Р-Р-Р-Р-Р-УЛ!!!!!"
Кушать акулы, конечно, хотели,
Но, поразмыслив, пирата не съели:
"Странный какой-то, акул не боится,
Нет уж, животик еще разболится".
Больше пират не молчит, и теперь
Может сказать он и "якорь", и "дверь",
"Парус" и "остров", "Тортуга" и "море",
Даже поет он с пиратами в хоре!
С буковкой "Р" подружился пират
И порычать от души даже рад,
Но все равно, чтобы не разучиться.
Если заплыть ему в море случится,
Он, что есть, силы кричит: "Караул!"
Так и прослыл чудаком у акул. Р».
Оборудование:
- презентация;
- пиратские банданы;
- разрезная картинка с изображением карты;
- игрушечная удочка;
- картинки разноцветных рыбок, со слогами на обратной стороне;
- изображения бананов с прикрепленными предметными картинками со
звуком [р], в разных позициях;
- мяч;
- сундучок с шоколадными монетами;
- три тарелки со схемами (начало, середина, конец слова).
1. Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие. Нас с вами ждут
интересные задания и испытания. Хотите проверить себя? Тогда посмотрите на экран (на экране изображен пират (слайд № 1)).
- Кто это такой? Ответы детей.
- Да это наш знакомый пират. И зовут его Барнабас. А кто мне скажет, что же с ним приключилось? (Он не мог говорить звук Р, и решил молчать, но потом научился).
- А как, он так научился? (От испуга).
- А так ребята бывает? (Предположения детей).
- Вот вы тоже совсем еще недавно не умели говорить этот звук, а теперь?
А что мы с вами для этого делали? (Ответы детей (дети перечисляют упражнения, которые делали)
- Барнабас, для вас прислал письмо, и я вам его сейчас зачитаю!
Письмо Барнобаса.
«Здрррраствуйте ребята! Теперь я так могу вам сказать. Я, как и вы раньше не умел выговаривать такой трррудный звук - Рррр. Но теперь я рррычу на каждом шагу. И Вы тоже большие молодцы, и я специально для вас припрятал сундук с кладом. Вот только чтобы его получить, вы должны пройти испытания и доказать, что научились произносить этот сложный звук».
Пират Барнобас.(слайд № 2).
- Хотите пройти испытания Барнобаса? Тогда я предлагаю вам превратиться
в самых настоящих пиратов.
Детям раздаются атрибуты.
- Влево, вправо наклонитесь,
- Вокруг себя обернитесь
- И в пиратов обратитесь.
Дети выполняют действия согласно словам.
- А теперь давайте скажем с вами волшебные слова: Тинки, винки, лись
Чудо остров появись (слайд № 3).
- Вот мы с вами и оказались на настоящем пиратском острове. Помните, что
написал нам Барнобас? Не забываем красиво и четко проговаривать все слова, выполнять задания, которые и помогут нам в нахождении клада. А для того, чтобы не допустить ошибок в словах, нам нужно сделать гимнастику для язычков.
Выполнение артикуляционной гимнастики (слайд № 4)
Задание № 1
Д.И. «Разрезная картинка».
- Ну вот теперь мы готовы, выполнить задания от пирата Барнобаса. Ребята, а
что нам нужно в первую очередь для того чтобы найти клад? (карта).
- Правильно карта. Это и будет наше с вами первое задание. Барнобас, карту
для нас составил, да вот только наша задача сложить ее. (Дети выполняют задание)
- Вы молодцы, первое задание выполнено и теперь мы знаем, где нам
встретятся препятствия.
Задание № 2
Автоматизация слогов.
- Первым нашим препятствием является топь и нам нужно пройти ее, мы
будем перепрыгивать с кочки на кочку произнося слоги (для каждого ребенка набор слогов свой).
ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ
БРА-БРО-БРУ-БРЫ
ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ и т.д. (слайд №5)
Задание № 3
Д.И. «Найди звук».
- И вот на нашем пути повстречался нами голодный крокодил, он нас
пропустит, только тогда, когда мы его накормим. Вот только накормить его можно теми продуктами, в которых есть звук Р (слайд № 6).
Задание № 4
Д.И. «1,2,5».
- И это задание мы выполнили, а теперь, перед нами река (слайд № 7),
которая полна рыбы. И сначала нам нужно эту рыбу сосчитать (на столе лежат изображения рыбок).
Д.И. «Поймай рыбку».
- Рыбок посчитали, а теперь нам их нужно выловить.
Каждый ребенок с помощью удочки ловит рыбку. На обороте каждой рыбки написан слог (ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр). Ребенок, поймав рыбку, переворачивает ее, читает слог и называет любое слово, в котором есть сочетание этих звуков. А затем дети меняются рыбками и называют еще по одному слову.
Задание № 5
Д.И. «Найди место звука в слове».
- А дальше нам повстречались печальные мартышки, а расстроились они,
потому что кто-то перепутал всеих бананы, которые они тщательно раскладывали. Давайте поможем им (слайд № 8).
Перед детьми в одной кучи лежат изображения бананов с прикрепленными предметными картинками со звуком [р], в разных позициях и три тарелки с приклеенными схемами (звук в начале, в середине и в конце слова). Задача детей правильно разложить бананы по тарелкам в зависимости от позиции звука [р].
Задание № 6
Морские чистоговорки (слайд № 9).
- А теперь нас с вами ждет болтливый попугай Карлуша, он хочет, чтобы вы
смогли повторить за ним чистоговорки.
Попадешь в пиратский трюм сразу станешь ты угрюм.
Весла неважные, лодка стара, грести придется нам до утра!
Краб живёт на дне морском. Море крабу – лучший дом.
Морская волна сильна и вольна.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Беседа с детьми, подводящая к выводу о том, что чтобы добиться успеха, нужно приложить усилия, нужно стараться и упражняться иногда достаточно долго. Но потом обязательно получается и этим можно гордиться.
Взрослый переключает следующий слайд (слайд №10) на котором изображен пират Барнобас.
Послание для детей.
«Мальчишки и девчонки вы прошли все мои испытания. Но перед тем как я расскажу, где спрятан клад, ответьте на вопросы:
- У вас сразу получилось правильно и четко произносить такой трррудный
звук?
- Что вы делали, для того чтобы научиться говорить его.
- Это было сложно?
(Педагог подводит к тому, что для того, чтобы что-то получилось нужно приложить много усилий, для достижения поставленной цели).
- А какие чувства вы испытали, когда у вас наконец-то все получилось (дети
отвечают по кругу). А вы можете гордиться тем, чему научились?
- А кто еще может гордиться вами?
- Если у вас в дальнейшем не будет что-то получаться, что вы будите
делать?»
На экране (слайд №11) от пирата
«Теперь я вам могу рассказать, что последнюю часть карты я вам не отдал. И теперь я вам могу ее показать» (слайд № 12).
На части карты изображен сундук, который спрятан под пальмой. Дети находят игрушечную пальму, а под ней сундучок с монетами и запиской, в которой сказано, что самый настоящий клад – это наши знания и умения, и благодаря труду и своим усилиям у них все всегда получится.
- А теперь нам пора возвращаться:
Влево, вправо наклонитесь.
Вокруг себя обернитесь
В детский сад вернитесь.
- Вот и закончилось наше с вами путешествие. Какое испытание было самым
сложным для вас? Что понравилось больше всего?