Мы приводим конспект занятия для развития у дошкольников помогающей формы поведения. В занятии дети в образной форме сказки наблюдают помогающее и непомогающее поведение героев. Помогающее поведение вызывает благодарность и социальное одобрение. Акцентируется то, что помогать эмоционально приятно самому человеку. Дети понимают, что с теми, кто готов помочь, хочется дружить. Важно, что в занятии дети осознают личный опыт помогающего поведения, то, что они – помощники, а также то, что другие дети в группе – тоже любят помогать. Все это, а также повседневная работа педагога по поддержанию помощи и заботы в группе, будет способствовать тому, что взаимопомощь, поддержка и забота стали нормой социальной жизни ребенка и взрослого.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться;
- Поощрять желание и инициативу детей в оказании посильной помощи
взрослым и сверстникам;
- Развивать эмоциональный интеллект и эмоциональную отзывчивость.
- Закреплять умение понимать эмоцию радости, знакомить с некоторыми
способами управления этой эмоцией.
- Формировать первичный опыт публичного выступления.
Познавательное развитие:
- Создавать условия для расширения представлений детей об объектах
окружающего мира (дикие животные, среда обитания, повадки);
- Формировать представления о порядковом счете (первый, второй)
- Расширять представления об элементарных трудовых действиях;
- Знакомить с некоторыми видами техники, помогающей людям в процессе
труда (подъемный кран);
- Формировать первичные представления о различных видах труда и отдыха;
- Развивать любознательность и познавательную активность.
Речевое развитие:
- Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях,
выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
- Продолжать формировать эмоциональный словарь на основе базовых эмоций
«радость» и «грусть» (радостный, веселый, довольный, усталый, грустный, не довольный, не веселый и пр.)
- Активизировать словарь характеризующий проявление «помощи –
благодарности» (помощник, добрый, заботливый, лодырь, ленивый, лентяй, благодарность, спасибо, спасибо большое и пр.)
- Упражнять в составлении рассказов из личного опыта;
- Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении;
- Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений.
- Помогать детям, правильно воспринимать содержание произведения,
используя различные виды экспрессии: интонацию, мимику, вокализацию и вопросы по содержанию текста.
Художественно-эстетическое развитие
- Поддерживать внимание и интерес к художественной литературе
- Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при
прослушивании литературного произведения (сказки), рассматривании иллюстраций.
- Побуждать детей к изображению событий, бывших в опыте детей.
Физическое развитие
- Формировать умение сочетать движения со словами.
- Развивать выразительность движений
Ход занятия
1. Введение.
- Ребята, помните, мы с вами наблюдали, как работает подъемный кран?
- А как вы думаете, он всегда работает?
- А что он еще может делать? (отдыхать) (ответы детей)
- Я знаю одну сказку про то, как отдыхали подъемные краны. Хотите,
расскажу? Тогда устраивайтесь удобнее и слушайте.
2. Воспитатель начинает рассказывать сказку Г.Цыферова «Как отдыхал подъемный кран», показывая иллюстрации на экране, включив экспрессивный этюд и вопрос на освоение эмоционального словаря.
«Целую неделю работали на стройке два подъёмных крана. А когда настал выходной день, решили они поехать за город - отдохнуть.
И только расположились подъёмные краны на мягкой траве, как притопал на поляну маленький медвежонок и жалобно попросил:
— Я уронил в речку моё ведёрко. Пожалуйста, достаньте мне его!
— Ты же видишь, я отдыхаю, — сказал один подъёмный кран.
А другой ответил:
— Ну что ж, ведёрко достать — не стены ставить.
Поднял подъёмный кран ведёрко, отдал медвежонку и подумал: «Теперь и отдохнуть можно». Да не тут-то было.
Прискакал на полянку зелёный лягушонок:
— Уважаемые подъёмные краны, пожалуйста, спасите моего братца! Он прыгал, прыгал — и запрыгнул на дерево. А слезть не может.
— Но я ведь отдыхаю! — ответил лягушонку один кран.
А другой сказал:
— Ну что ж, лягушонка спасти — не груз нести.
И снял с дерева озорного лягушонка.
— Ква-ква! Какой добрый подъёмный кран! — заквакали лягушата и побежали к болотцу.
— Так ты никогда не отдохнёшь! — заскрипел один подъёмный кран.
— Отдохну! — весело ответил другой и положил свою длинную стрелу на сосновую ветку.
— Ах! — воскликнула белочка. Как хорошо, что вы ко мне заглянули! Целое лето я собирала на зиму грибы. А поднять в дупло корзину не могу. Пожалуйста, помогите мне!
— Ну что же. — Корзину поднять — не вагон разгружать.
Поднял кран корзинку с грибами в дупло.
— Большое спасибо, милый подъёмный кран! Вы мне так помогли!
3. Экспрессивный этюд для развития интонирования речи.
- Ребята, а кто может сказать как белочка: «Большое спасибо, милый
подъёмный кран! Вы мне так помогли!»?
(Воспитатель спрашивает 1-2 детей, а потом все дети вместе повторяют).
4. Освоение эмоционального словаря по базовой эмоции радости.
- Какое настроение стало у белочки, когда подъемный кран помог ей?
(хорошее, радостное, веселое)
- Как мы можем сказать, какой она стала? (радостной, веселой, довольной)
5. Воспитатель продолжает рассказывать:
«— Ну что вы! — смущённо ответил подъёмный кран. — Это такие пустяки!
Теперь подъёмный кран мог и отдохнуть. Да только пора было собираться в обратный путь, домой. Наступил вечер.
Провожать подъёмные краны пришли лягушата, медвежонок и белочка Они подарили крану букет полевых цветов.
— Ну, как вы отдохнули? — спросил у подъёмных кранов их друг — бульдозер.
— Я, — ответил один подъёмный кран, — весь день сидел на травке, ничего не делал, но почему-то очень устал. Спина болит, всё скрипит.
— А я отдохнул прекрасно! — сказал другой. И дал понюхать бульдозеру полевые цветы.
6. Воспитатель задает детям вопросы по тексту сказки:
- Скажите, ребята, куда отправились подъемные краны? (отдыхать)
- А что можно делать на отдыхе? (купаться, играть, загорать, читать, мечтать)
- Давайте и мы поиграем.
Дети по показу воспитателя выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения «На лужайке» (источник– https://studopedia.info/6-11895.html)[2]
Динамическая игра «На лужайке»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — Ромашка, я — вьюнок,
Становитесь в наш венок. (Дети становятся в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки. (Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг опять,
Будем в Солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы — резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире!
- Вот мы и отдохнули.
- А кто помнит, где отдыхали краны? (на полянке)
- Кто первым пришел просить помощи у кранов? (медвежонок)
- Оба крана согласились помочь медвежонку? (ответы детей)
- Что они сказали? Что сказал первый (желтый) кран? (ответы детей).
- А, что сказал второй (красный)? (ответы детей)
- Кто еще просил помощи у кранов? (лягушонок и белочка)
- А что с ними случилось? Почему они просили о помощи? (ответы детей)
- Согласились ли краны им помочь? Как?
- Понравился ли вам первый (желтый) кран, который все время хотел
отдыхать? (ответы детей)
- А почему кран не захотел помочь? Какой он был? (ответы детей - ленивый,
лодырь, лентяй)
- Почему второй (красный) кран помог? Какой он был? (ответы детей,
например, был добрый, заботливый, внимательный и пр.)
- Когда наступил вечер, почувствовал ли первый (желтый) кран, который не
помогал, что отдохнул? (нет)
- Какой он был? (усталый, грустный, не довольный, не веселый,)
Воспитатель перед детьми размещает на магнитной доске картинку с изображением эмоции «Грусть»
- Почувствовал ли второй (красный) кран, который всем помогал, что
отдохнул?
- А какое настроение у него было? (радостное, веселое)
Воспитатель перед детьми размещает на магнитной доске картинку с изображением эмоции «Радость»
- А что принесли (подарили) вечером второму крану лягушата, медвежонок и
белочка?
- С каким краном вы бы стали дружить? (ответы детей)
7. Обращение к личному опыту.
- Были ли у вас случаи, когда кто-то из вас, кому – то помогал? Расскажите.
(Дети по желанию рассказывают). После каждого рассказа детей воспитатель спрашивает:
- «А тебе приятно было помогать? ИЛИ: Тебе понравилось помогать?
- Тебя поблагодарили за помощь?» Что, какие слова тебе сказали? (Спасибо,
большое спасибо).
- А ты что ответил? Приятно тебе было?
8. Осознание и закрепление форм помогающего поведения
- Ребята, я вижу, что вы настоящие помощники. Вы сегодня рассказывали,
как вы помогали своим родителям и друзьям, а я предлагаю вам дома нарисовать, как вы это делали. Вы можете попросить помочь маму или папу, брата или сестру.
Через некоторое время, когда дети принесут рисунки, делается общий стенд рисунков. Вывешивая каждый рисунок, педагог спрашивает у детей: Кто догадался и может рассказать, кому и как помогает (называет имя ребенка)? Дети рассказывают, автор рисунка может дополнять.
Источники
1. Г.Цыферов«Как отдыхал подъемный кран»
2. http://mopppoppp.moy.su/load/rybalka/gennadij_mikhajlovich_cyferov/kak_otdykhal_podjomnyj_kran/4-1-0-61
3. https://studopedia.info/6-11895.html)
< Назад