Ты можешь плакаться, что роза имеет шипы,
или радоваться из-за того, что шипы имеют розу.
Станислав Е. Лец
Радоваться (уметь радоваться): почему важно для ребенка?
1. Хорошее, позитивное, радостное настроение у ребенка самоценно.
Это – признак психологического благополучия. и то, что способствует результативности любой деятельности ребенка. Создавая и поддерживая хорошее настроение, мы способствуем тому, чтобы любое дело получалось у ребенка лучше.
2. Воспитывает оптимизм как свойство личности. Оптимизм как черта
личности «вырастает» из радостных переживаний ребенка, из накопленного эмоционального опыта всех оттенков радости: хорошего настроения, веселья, торжества, восторга, ликования. Оптимизм (в противоположность пессимизму) – это готовность и умение человека видеть в ситуациях жизни позитивные стороны и концентрироваться именно на них. Эта способность очень помогает человеку в жизни: чаще находиться в хорошем, позитивном настроении, найти силы и ресурсы для преодоления трудностей, легче переживать стресс. К оптимисту тянуться окружающие, хотят с ним общаться, ведь он «заражает», делится своим позитивом.
3. Улучшает физическое здоровье ребенка, профилактирует
психосоматику. Все негативные эмоции через свой физиологический компонент создают условия для развития психосоматических заболеваний. Эмоция радости во всех ее оттенках поддерживает физическое и психическое здоровье человека.
Какие приемы может использовать взрослый?
- Просите детей рассказать о приятных, радостных моментах и событиях.
Этим вы приучаете ребенка обращать внимание прежде всего на позитив в происходящем, а также делиться своей радостью с другими. Например, после любого события, прогулки, праздника, задайте вопрос: Что понравилось…?
- Рассказывайте сами ребенку о том, что вам понравилось, обрадовало или
развеселило. Так вы даете ему пример позитивного взгляда на события жизни.
- Поддерживайте радость ребенка от того, что у него получилось сделать.
У большинства детей есть внутренняя потребность показать и рассказать взрослому о том, что у него получилось хорошо (поделка, рисунок, постройка…). Нужно принимать такие действия ребенка, порадоваться вместе с ним, похвалить. Можно и спросить о том, что сегодня получилось хорошо (или уже получается хорошо)? Важно, чтобы ребенок видел свои успехи. Однако, во всем нужна мера, нельзя приучить детей к тому, чтобы они постоянно нуждались во внешней поддержке. Можно спросить: «А что еще не очень хорошо получается? Что бы ты хотел улучшить? Чему научиться?» Внутреннее чутье подскажет вам, когда ребенок больше нуждается в поддержке и принятии своего достижения, а когда, после поддержки, следует задать вопрос о том, что еще не получается.
- Побуждайте своего ребенка делиться с другими, помогать, делать
подарки, приглашать к совместной деятельности. Все эти действия будут не только приятны другим детям или взрослым, но сделают вашего ребенка предпочитаемым для социального взаимодействия со стороны других людей.
- Приучайте благодарить, говорить «спасибо». Получение благодарности
всегда приятно, и это улучшает позитивные отношения вашего ребенка с людьми.
- Обязательно готовьте своего ребенка к нашим занятиям, посвященным
радостным переживаниям детей (например, занятие «Путешествие в лето или приятно, радостно, весело летом…»)
< Назад