Цифровой образовательный ресурс -

конструктор эмоционального интеллекта дошкольника

Методические особенности освоения в дошкольном возрасте культурных практик ЭмИн, управляющих эмоциями.

 

     В освоении культурных практик дошкольниками важно, чтобы дети поняли смысл, значение наблюдаемого способа поведения или слов.  Важный методический вопрос состоит в том, следует ли прямо говорить ребенку, что некоторыми словами или действиями мы влияем на собственные эмоции или эмоции другого человека или следует акцентировать какие-то иные смыслы? И вместе с тем, показывать влияние этих действий на эмоциональные переживания?

- Некоторые культурные практики управления эмоциями своим смыслом и назначением имеют именно влияние на эмоции. Например, мы утешаем кого-то, чтобы он меньше страдал, мы извиняемся, если случайно испугали или обидели кого-то, чтобы другой не думал, что мы это сделали специально и не обиделся. Мы готовим подарок, чтобы порадовать, хвалим, чтобы вызвать или усилить приятные, радостные переживания. Мы подбадриваем себя или кого-то, чтобы уменьшить беспокойство или боязнь чего-то. Осваивая эти и подобные практики, следует говорить именно об их влиянии на собственные эмоции и эмоции других людей.

- Другие культурные практики ЭмИн (например, помогать, заботиться, делиться, приглашать в игру…)  имеют и должны быть рассмотрены в более широком социальном контексте и значении. Что они значат для социального развития человека, для его самоощущения и взаимодействия с обществом? Здесь уместно вспомнить, что именно этот аспект акцентируется классиками отечественной педагогики. Например, В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ты живешь среди людей, мой сын!», ребенок «должен научиться платить добром за добро, создавать своими руками счастье и радость для людей», «Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека - так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой» [1, c.20].

1. Когда педагог знакомит дошкольника с подобными культурными практиками (на примере литературного произведения или случая из жизни), то он должен обозначить вначале именно социальный смысл действий (мы делимся своей радостью, помогаем, заботимся, действуем вместе, мы – команда), а потом задать вопрос об эмоциональных переживаниях (например, а тебе нравится помогать? А твой брат обрадовался, когда ты помог ему? А тебе нравится действовать дружно вместе с другими ребятами? А тебе нравится быть в команде?) Тем самым мы приучаем ребенка обращать внимание на эмоции, а значит, закладываем основы эмоционального интеллекта.

2. Освоение культурных практик должно идти во взаимодействии с родителями. Родители должны быть информированы через памятки и/или в беседах, круглых столах и других интерактивных формах о значении различных эмоций в жизни ребенка, о последствиях тех или иных переживаний, о способах обогащения и расширения   переживаний радости, интереса и позитивного удивления; о способах профилактики и оптимального переживания (овладения) эмоциями страха, грусти и злости.  Педагоги и родители, через активное взаимодействие между собой, должны прийти к сходному пониманию и деятельности по эмоциональному развитию ребенка. В нашем Конструкторе для каждой эмоции приводится памятка для родителей и конспект какой-то формы взаимодействия с родителями.

Для обеспечения эффективного освоения дошкольниками культурных практик управления эмоциями в нашем Конструкторе для каждой базовой эмоции представлены:

a.      Перечень культурных практик для освоения дошкольниками

b.     Приемы и формы работы, которые может использовать педагог

c.      Памятка для родителей

d.     Конспект интерактивной формы консультирования родителей

e.      Конспекты занятий (НОД).

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»